Контакты


МЫ НАХОДИМСЯ ПО АДРЕСУ:
г. Котлас, ул.Виноградова, 22

РЕЖИМ РАБОТЫ МУЗЕЯ

С января по март и с октября по декабрь:
Понедельник – четверг:
с 10.30 – 18.00,
обед с 13.30 до 14.00.

Воскресенье: с 9.30 – 17.00,
обед с 12.30 до 13.00.

Выходные: пятница, суббота.

С апреля по сентябрь:
Воскресенье – четверг: с 11.30 – 19.00, обед с 14.30 до 15.00.
Выходные: пятница, суббота.

«ЛЕНИНГРАДСКАЯ» СТРАНИЦА ИСТОРИИ КОТЛАСА



   По решению Государственного Комитета Обороны летом 1942 года аппарат управления Ленинградской железной дороги из блокадного Ленинграда был эвакуирован в Котлас для организации работы по эксплуатации Северо- Печорской железной дороги. Среди них был Дундуков Александр Дмитриевич.
   А.Д. Дундуков работал начальником финансового отдела управления Северо- Печорской железной дороги с 1942- 1946 годы. После войны жил и работал в Москве. Александр Дмитриевич в 1950-ые годы в адрес газеты «Гудок» послал свои воспоминания об этом времени. Были ли они опубликованы тогда в газете, об этом нет сведений. Но благодаря бывшим ленинградцам, которые жили в Котласе и поддерживали связь с земляками и после войны, эта рукопись попала в наш музей. « Сознаюсь, что в воспоминаниях выпятил роль ленинградцев исключительно в силу непокидающего до настоящих дней восхищения тем, что медленно угасающий человек в условиях блокады Ленинграда, сумел через труд, интерес к событиям и свою волю вернуться к полной жизни».   
«Мои воспоминания» ( фрагменты из рукописи Дундукова А.Д.)
«Состав из Ленинграда прибыл в Котлас 14 июля 1942 года. У местных жителей вызывал удивление внешний вид выходящих из вагона пассажиров, так как они отличались худобой, глубоко впавшими глазами с мутным взглядом, уродливо опухшими лицами, ногами, телом. Скорее их можно было признать подвижными скелетами, обтянутыми высохшей кожей землистого цвета, чем за людей».
   И эти люди в труднейших бытовых условиях принимали дороги от строительных организаций НКВД, формировали аппарат управления дороги, обустраивали станции.
   «В начале организации дороги зародились сложные взаимоотношения со строительными организациями, главным образом Севжелдорлагом и Севдвинлагом. Они пытались себя считать полновластными хозяевами в этом крае и требовали от дороги подчинить расчетные взаимоотношения своим местническим распорядкам, создать свое финансовое благополучие за счет нарушения финансовой дисциплины управления железной дороги».
   «Тяжелы были первые шаги. Сразу же возник острый вопрос с кадрами, недоставало работников многих специальностей, особенно командиров среднего звена. Это обстоя-тельство потребовало смелого выдвижения из числа ленинградцев на руководящую работу способных работников…». Со временем, местные девушки с семилетним образованием, принятые в отдел, успешно освоили профессии инструкторов, бухгалтеров.
   А. Дундуков в своих воспоминаниях пишет о работе финансового отдела, о сложностях с отчетностью, документами, бланками билетов, о работе ревизоров - контролеров с жестяным ящиком для инкассации выручки со станций. Отмечает, что Северо- Печорская железная дорога была всегда рентабельна и ежегодно выполняла план прибылей.
   «Свое свободное от труда времени в скучном городе Котлас ленинградцы обогащали участием в клубной работе, которая с их приездом заметно оживилась. В неприглядном, в то время, тесном и неуютном клубе, впервые в концертом исполнении зазвучали классические музыкальные произведения. Я, как певец, вместе с секретарем финансового отдела артисткой Христофоровой и пианисткой Литвиновой организовали три концерта с передачей сборов в фонд обороны». На воскресниках ленинградцы участвовали в самозаготовке дров, разгрузке кирпича, работали на ремонте железнодорожных путей.

Автор: Панькова Галина Ивановна

<<< К списку публикаций