Контакты


МЫ НАХОДИМСЯ ПО АДРЕСУ:
г. Котлас, ул.Виноградова, 22

РЕЖИМ РАБОТЫ МУЗЕЯ:
Среда - воскресенье:
с 09.30 – 17.00,
обед с 12.30 до 13.00.
Выходные: понедельник, вторник*

ТЕЛЕФОН ДЛЯ СПРАВОК: 8(81837)2-02-88, 2-20-66.

* Организованные группы принимаются в любой день по предварительной заявке.

Услуги музея


Для работы с посетителями в Котласском краеведческом музее разработаны тематические музейно-образовательные занятия, организуются и проводятся краеведческие игры, викторины, конкурсы, открытые уроки, встречи с интересными людьми.

Помимо экспозиции в музее работают стационарные выставки. Для посетителей предоставлена возможность работать в архиве и библиотеке музея.

Котласский краеведческий музей предлагает для учащихся школ города и района следущие темы музейно-образовательных занятий ( скачать ):

История города Котласа и Котласского района.

Название экскурсии (лекции) Описание
"Обзорная экскурсия по музею" (для гостей города) История Котласа и района с древнейших времён до начала XX века. Раскрывает такие темы, как заселение Севера и Котласского района в IX–XIII веках, археологические памятники, становление судоходства на Северной Двине, появление речной пристани в Котласе и строительство железной дороги Вятка-Котлас, события Первой мировой войны, революций 1905 и 1917 годов, гражданской войны на Севере, раскулачивание и политические репрессии в 1930-е годы, создание Котласлага, пересыльных пунктов в городе и районе, Котлас в годы Великой Отечественной войны. 10+
"Здравствуй, музей!" Обзорная экскурсия по музею, знакомство с понятиями: музей, экспонат, экскурсия, экскурсовод. 6+
Обзорная (автобусная) экскурсия по городу Экскурсанты знакомятся с историей образования города, памятными досками и памятниками, расположенными на его территории. 6+
"Наши главные символы" Музейно-образовательное занятие в игровой форме знакомит детей с государственными символами России, Архангельской области, Котласа и Котласского района. 6+
"Храмы Котласского района" Котласский район обладает уникальным архитектурным наследием. На территории района (в том числе в городах Котлас и Коряжма) находятся 28 храмов, построенных в XVI–XX веках. Среди них – шедевры архитектуры всероссийского значения, уникальные образцы региональной архитектуры, характерные храмы устюжской школы, памятники деревянного зодчества. Местные храмы представляют самые разные архитектурные стили: строгановское барокко, классицизм, эклектику. На музейно-образовательном занятии можно познакомиться с историей храмов и их архитектурными особенностями, с предметами церковного обихода. 12+
"Котлас? Котлас!" Весёлая и познавательная игра по истории Котласа.
Мы будем играть и изучать историю Котласа; узнаем, когда и почему Котлас стал городом; совершим путешествие по его улицам; вспомним героев-котлашан, защищавших нашу Родину; заглянем на предприятия Котласа; поговорим о памятниках истории и архитектуры и, конечно же, вспомним, какие древние животные жили на нашей территории много-много миллионов лет назад. Участники игры разделятся на команды, и мы узнаем, какая из них получит право называться знатоками истории Котласа. 10+
"Память войны на улицах Котласа" (пешеходная экскурсия) Гулять по улицам родного города вдвойне интересней, когда знаешь их историю.
Пешеходная экскурсия проходит по памятным местам Котласа, связанным с Великой Отечественной войной. Экскурсанты узнают о подвигах котлашан на фронте и в тылу, рассмотрят мемориальные таблички на улицах города, познакомятся с историей памятников в мемориальной зоне городского парка. 6+
"Тайны старого Котласа" (пешеходная экскурсия) Экскурсия проходит по историческому центру города – улицам Урицкого, Луначарского, Карла Маркса, Мелентьева, Ленина. Мы узнаем, каким был этот район несколько десятилетий назад, где находились клуб пионеров, парашютная вышка и школа №3, на какой улице появились первые тротуары в Котласе и почему Котлас мог бы стать городом-садом. 12+
"Между рекой и железной дорогой" (пешеходная экскурсия по приречному району) Пешеходная экскурсия знакомит с приречным районом – старейшим районом города, с историей которого связаны основные вехи истории Котласа. Маршрут проходит в пределах одной улицы (Виноградова) и одной площади (Привокзальной).
В ходе экскурсии экскурсанты в сопровождении экскурсовода последовательно знакомятся со следующими объектами: котласский храмовый комплекс, архитектурный ансамбль Привокзальной площади (здания речного и железнодорожного вокзалов, памятник В. И. Ленину, памятник-паровоз), памятник бойцам Северо-Двинской речной военной флотилии, Двинопарк, здание Котласского краеведческого музея.
Показ экскурсионных объектов сопровождается рассказом о событиях прошлого и об исторических деятелях, чьи биографии связаны с местной историей: о христианском просветителе Стефане Пермском, реформаторе С. Ю. Витте, палеонтологе В.П. Амалицком, революционе-рах В. И. Ленине, П. Ф. Виноградове, Р. С. Землячке. Небольшой маршрут протяженностью 1 км позволяет увидеть архитектурные и скульптурные памятники разных эпох, познакомиться с историей Котласа от глубины веков до наших дней. 12+
"История города: от Октября к восьмидесятым" (пешеходная экскурсия) (ул.70-летия Октября – пр. Мира – Стела «Салют Победы» – ул.Кузнецова – ул.28-й Невельской дивизии) Пешеходная экскурсия проходит по улицам 70-летия Октября, Кузнецова, 28-й Невельской дивизии, проспекту Мира.
Когда и почему Котлас стал городом? Что интересного происходило в Котласе в 1930-е годы? Как жил Котлас в годы войны? Почему 28-ая стрелковая дивизия получила почётное наименование «Невельская»? Как строился Котласский электромеханический завод? Где предполагалось установить стелу «40 лет Победы»? Почему на проспекте Мира стоит самолёт Як-40? Куда можно было улететь из Котласского аэропорта в 1980-е годы?
На эти и многие другие вопросы мы ответим на экскурсии. Длительность экскурсии –60 минут.
12+
"Улицы города рассказывают" На музейном занятии мы совершим виртуальную прогулку по улицам Виноградова, Кирова, Луначарского, Карла Маркса, Маяковского, Кузнецова, проспекту Мира. Старинные фотографии котласских улиц из фондов музея позволят нам окунуться в прошлое и узнать, каким был наш город несколько десятилетий назад, какие важные события в нём происходили, как история страны отразилась в истории Котласа. 12+

Известные земляки

Название экскурсии (лекции) Описание
"Судьба, беспокойная, как море" Занятие посвящено известному уроженцу котласской земли, Герою Советского Союза Н. Г. Кузнецову. В ходе рассказа о судьбе земляка участники экскурсии собирают пазлы-пароходы, делают корабли в технике оригами и отправляют их в общее «плавание». 6+
"Министр речных просторов" На занятии дети познакомятся с детством и юностью известного земляка Зосимы Алексеевича Шашкова. Он говорил о себе: «Вся моя жизнь была посвящена речному флоту». Иосиф Сталин называл Шашкова «белым медведем» за его внешность – высокий, светловолосый, он на полголовы возвышался над окружающими. Зосима Шашков – Министр речного флота, выдающийся государственный деятель.
На музейном занятии маленькие экскурсанты совершат «плавание» на речном теплоходике, будут делать остановки и выполнять на них задания экскурсовода, например, поиграют в танграм. По мере пути ребята украсят бумажный пассажирский теплоход «Зосима Шашков».
Музейные гости узнают, где прошло детство и юность будущего Министра, какими речными профессиями овладел трудолюбивый Зосима, где учился. Прозвучат воспоминания самого Зосимы Алексеевича.
6+

Тематические музейные занятия и выездные музейные занятия «Я — гражданин своей страны»

Название экскурсии (лекции) Описание
"Юнги Северного флота" Когда мы говорим о героях Великой Отечественной войны, то обычно представляем себе мужественных и серьёзных мужчин. Но была в нашей области уникальная школа – Соловецкая школа юнг, воспитанниками которой были многие наши земляки. Четырнадцатилетние мальчишки, голодные, замёрзшие и рвущиеся на фронт, постигали там основы военных профессий. О работе школы и двенадцатичасовых учебных занятиях, о картофельных нарядах и шлюпочной практике, и, конечно, же о подвигах юных будет наш рассказ. 12+
"Письма с фронта" Мы будем читать фронтовые письма и открытки котлашан, через личные истории попробуем почувствовать войну. Узнаем удивительную историю о силе духа, мужестве и отцовской нежности нашего земляка Дмитрия Петракова, строки из письма которого выбиты резцом на памятнике всем фронтовым письмам, который находится в Волгограде. 11+
"Котлас и блокадный Ленинград" На занятии мы поговорим об одной из самых трагических страниц Великой Отечественной войны, познакомимся с историями котлашан, переживших блокаду и освобождавших город, почитаем их письма. Узнаем, как связан тыловой Котлас и блокадный Ленинград. Выясним, почему в нашем городе есть Ленинградский тупик и как ленинградцы помогли наладить работу Северной железной дороги. 14+
"Виват, шурави!"
(Котлашане - участники боевых действий в Афганистане)
Мы узнаем, почему началась и как закончилась последняя война Советского Союза. Поговорим о наших земляках-участниках афганской войны, посмотрим фотографии из армейских альбомов. Подумаем, почему эта война была такой сложной и долгой. Рассмотрим и подержим в руках предметы, которые привезли парни «из-за речки» и внимательно изучим настоящую дембельскую форму десантника. 12+
"Шли девчонки по войне" У «женской» войны свои краски, свои чувства и свои истории. На музейном занятии мы будем говорить о защитницах-котлашанках. О тех, кто остался работать в тылу и о тех, кто ушёл на фронт и встал в строй вместе с мужчинами. 12+
"Великая Отечественная война 1941–1945 гг."
Лекция кандидата исторических наук А.С.Гладких
(2 академических часа)
Автор лекции, кандидат исторических наук С. А. Гладких, в доступной для старшеклассников форме рассказывает об истории Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. В ходе лекции последовательно рассматриваются и анализируются причины войны, подготовка к войне, соотношение сил и планы сторон, их изменение по мере развития военных действий, причины побед и поражений, итоги и последствия войны. Акцентируется внимание на боевом и трудовом подвиге советского народа, в том числе на примерах из местной истории.14+
"Символ ратной славы" На занятии дети узнают, когда и кем было утверждено высокое звание - Герой Советского Союза, за какие заслуги оно присваивалось, какие награды вручались Героям, кто были первыми Героями.
Более подробно экскурсовод остановится на событиях из жизни и героических подвигах некоторых котлашан – Героев Советского Союза, уроженцах г. Котласа и Котласского района. Кроме этого, дети вспомнят о памятных местах г. Котласа, посвященных котлашанам – Героям Советского Союза и выполнят занимательные задания на эту тему. 6+
"Немирный атом" Перед нами стоит непростая задача – разобраться, понять, из чего же состоит Чернобыльский атом – «немирный атом». Мы соберём его по осколкам – узнаем, что такое зона отчуждения, укрытие, кто такие ликвидаторы, узнаем имена наших с вами земляков-котлашан, тех, кто рисковал своим здоровьем, своей жизнью, расчищая радиоактивную грязь. А делали ликвидаторы это для того, чтобы защитить нас с вами от радиации, защитить планету от гибели. В конце встречи мы смастерим бумажного аиста – символ памяти о самой страшной техногенной катастрофе XX века. 6+
"Служить России!" На музейном занятии экскурсанты познакомятся с историей советской военной формы, рассмотрят форму различных родов войск, узнают её отличительные особенности. Игровые задания позволят закрепить полученные знания, а в фотозонах можно сделать интересные фото. 6+
"Военные профессии" Чем занимаются разведчик, сапёр и связист? Зачем сапёру лопата? Сколько весит катушка связиста? Почему у разведчика должна быть хорошая память?
На музейном занятии мы узнаем ответы на эти (и не только на эти) вопросы и поговорим о котлашанах – защитниках Отечества.
6+
"Редкие военные профессии" ("Военные профессии", ч.2)
Занятие в игровой форме знакомит школьников с редкими военными профессиями фронтового кинооператора, слухача, военного переводчика, с историями котлашан—участников Великой Отечественной войны (Вадима Петровского, Бориса Дементьева, Валентины Серовой). 6+
"Покорители Сибири" Мы живём в самой большой стране мира. И самой большой она стала не сразу. Нужны были долгие годы открытий, путешествий, присоединения новых территорий. Занятие посвящено землепроходцам, тем, кто в XVI-XVIIвеках отправился покорять далёкие сибирские земли. В интерактивной форме экскурсанты узнают о походах Ермака и Пянды, Ивана Москвитина и Михаила Стадухина, открытиях Семёна Дежнёва, Василия Пояркова и Владимира Атласова. Центральная тема занятия-Амурский поход Ерофея Хабарова и его сотоварищей, наших земляков, уроженцев территории современного Котласского района. 14+
"На земле, в небесах и на море" На музейном занятии дети узнают о подвигах котлашан во время Великой Отечественной войны, познакомятся с военными профессиями, рассмотрят предметы, связанные с военной службой, померяют рюкзак десантника, солдатскую каску, ремень, погоны. Занятие проходит в игровой форме. 6+
"Котлашане - участники Русско-Японской войны" Музейное занятие повествует о земляках-котлашанах – героях русско-японской войны: солдатах и матросах, участниках обороны Порт-Артура, Цусимского сражения, боёв на сопках Маньчжурии. Особое внимание уделяется награждённым высшими боевыми наградами Российской империи – Георгиевскими крестами. Прозвучат простые и безыскусные строки воспоминаний героев. Им не суждено было одержать победу, но они проявили себя достойными воинами, не заслужившими выпавшего на их долю векового забвения. А посетители занятия узнают, что любое событие российской истории, сколь бы ни было оно далеко от нас в пространстве и времени, тысячью незримых нитей связано с историей родного края. 12+
"Полный ход" С древнейших времен Северная Двина использовалась в качестве главного транспортного пути Русского Севера. Деревянные барки, могучие буксиры и быстроходные «Ракеты» – это лишь часть судов, которые ходили по этой реке. На занятии речь пойдет о роли Северного речного пароходства в жизни страны, о развитии речного флота и людях, посвятивших ему всю свою жизнь.
Мы узнаем, кого на реке называли судовыми ярыжками, почему пароход прозвали «судном с печкой», что такое бакена и почему их красили в разный цвет? Вспомним основные речные профессии и познакомимся с представителями знаменитых речных династий. 12+
"Герои Северо-Двинской флотилии" В августе 1918 года, после захвата интервентами Архангельска, английские военные речные суда идут на Котлас. В городе для борьбы с ними была сформирована Северо-Двинская военная речная флотилия, успешные боевые действия которой сорвали планы интервентов на быстрый захват Котласа.
На занятии пойдет рассказ о земляках, которые вошли в боевые отряды Северо-Двинской флотилии и внесли значительный вклад в борьбу с белогвардейцами и интервентами. Экскурсанты узнают, как обычные гражданские пароходы превращались в военные суда, как тралились минные заграждения и какое участие земляки приняли в спасении части золотого запаса страны. 12+
"Котлас в годы Гражданской войны" Занятие «Котлас в годы Гражданской войны» повествует о роли Котласа в отражении натиска интервентов и белогвардейцев. Кратко освещается история Гражданской войны в целом, более подробно – кампании 1918 и 1919 годов на Северо-Двинском направлении. Рассказ экскурсовода иллюстрируется показом соответствующих экспонатов Котласского краеведческого музея и памятника бойцам Северо-Двинской речной военной флотилии. 12+

Музейные занятия с элементами творческой мастерской, квесты, мастер-классы

Название Описание
"Мезенская роспись"
(музейное занятие с элементами творческой мастерской)
Знакомство с северной росписью – мезенской. В ходе практического занятия дети знакомятся с историей появления мезенской росписи, рассматривают её элементы и узнают, что они обозначают. Результат занятия – сувенир с фрагментами мезенской росписи, изготовленный своими руками. 10+
"Масло и соус на холсте" Для маленьких посетителей музея подготовлено практическое занятие, которое рассказывает о таком виде искусства как графика. В ходе занятия дети знакомятся с графическими работами котласских художников и сами пробуют свои силы в рисовании. Экскурсанты узнают о характерах карандаша, рисуют мелом, сравнивают акварель и гуашь, а в конце занятия раскрашивают общую «картину». 6+
Музейный квест «Путешествие во времени» Увлекательное путешествие по залам музея. Участники квеста отправляются по маршруту и, отвечая на вопросы, разгадывают загадки, ребусы, выполняют творческие задания, знакомятся с интересными фактами из истории Котласа. 6+
Краеведческий квест «Город, в котором я живу» Интересный квест, требующий сосредоточенности и внимания. Команды, выполняя творческие задания, знакомятся с интересными фактами из истории Котласа. Возраст: 10+
"Новогодние приключения Маши и Вити" Музейное занятие по мотивам любимого советского детского фильма. Герои музыкальной сказки: кот Матвей и Леший, Баба-Яга и Кощей Бессмертный придумали для наших гостей любопытные вопросы: новогодние и исторические, познавательные и шуточные. Давайте вместе пройдём испытания и погрузимся в новогоднюю атмосферу музыкальной сказки! 6+
Квест "Тайны пермских болот" Во время путешествия по музейным станциям дети узнают о времени, когда на нашей территории обитали древние звероящеры. Почему звероящеры и динозавры никогда не встречались? Кто нашёл останки этих вымерших животных? С какими трудностями пришлось столкнуться профессору, руководившему палеонтологическими раскопками? Где и почему найденные конкреции закопали обратно в землю?
На эти и многие другие вопросы отвечают экскурсанты, выполняя задания на шести станциях 6+

Другие музейные занятия

Название Описание
"Новогодние истории"
Новогодняя игровая программа с использованием материала по истории края. 6+
"Как рубашка в поле выросла" Занятие по мотивам одноименного рассказа К.Д. Ушинского. На занятии дети узнают, как раньше обрабатывали лен и изготавливали из него одежду. В ходе занятия дети познакомятся с народными играми и обрядами. 6+
"Как жили люди в прошлом" На занятии речь идет о жизни крестьян, о том, как наши предки обрабатывали землю, что выращивали и как лес и река кормили людей. В ходе занятия дети знакомятся с орудиями труда крестьян, выясняют, какие ягоды и грибы собирали в наших лесах, на кого охотились и какую рыбу ловили. Занятие проходит в игровой форме. 6+
"Не было ни гроша, да вдруг алтын" Что такое деньги? Какую роль они играют в жизни человека? И все ли на них можно купить? Тема денег всегда вызывала неподдельный интерес.
На занятии пойдет рассказ о возникновении денежного обращения в Древней Руси, о том, как чеканили проволочные серебряные монеты и какие виды монет ходили на территории нашего государства. Экскурсанты узнают, как рубль и копейка получили свои названия, что такое товарные деньги и почему первые русские монеты называли «чешуйками».
Свои знания экскурсанты проверят в командной игре, отвечая на вопросы и решая занимательные задачи. 12+
"Ящеры Амалицкого" Занятие посвящено палеонтологическим раскопкам Владимира Прохоровича Амалицкого, которые проводились в 1899-1914 годах под Котласом. Кандидат биологических наук А.А. Медведев расскажет об истории раскопок, их мировом значении, научном подвиге профессора, сложностях и приключениях во время раскопок. Экскурсанты увидят полноразмерные макеты найденных Амалицким животных, узнают, как жили звероящеры, чем питались, чем отличались от динозавров, познакомятся с Котлассией, Двинией, Двинозавром, а также смогут увидеть кости и зубы мамонта, носорога, камни с отпечатками древних моллюсков. 12+
"Свет и тень" На занятии рассказывается о естественных и искусственных источниках света. Дети узнают о том, как наши предки освещали свои дома, что такое светец и лучина, из чего делали свечи и как работает керосиновая лампа. Связь света и тени продемонстрирует театр теней, в представлении которого дети примут непосредственной участие. 6+
"Семь раз отмерь, один отрежь" Знаете ли вы, как измеряли длину наши предки? Оказывается, на Руси для измерения длины использовали человека, вернее, его части тела – руки, ладони, ноги. На занятии дети познакомятся со старыми русскими мерами длины, узнают, что такое аршин, вершок, сажень, верста, локоть и пядь, научатся их показывать и использовать для измерения длин реальных предметов. Занятие проходит в игровой форме. 6+

Профориентационные музейные занятия

Название Описание
"Военные профессии" Чем занимаются разведчик, сапёр и связист? Зачем сапёру лопата? Сколько весит катушка связиста? Почему у разведчика должна быть хорошая память?
На музейном занятии мы узнаем ответы на эти (и не только на эти) вопросы и поговорим о котлашанах – защитниках Отечества.
6+
"Редкие военные профессии" ("Военные профессии", ч.2)
Занятие в игровой форме знакомит школьников с редкими военными профессиями фронтового кинооператора, слухача, военного переводчика, с историями котлашан—участников Великой Отечественной войны (Вадима Петровского, Бориса Дементьева, Валентины Серовой). 6+
"Полный ход" С древнейших времен Северная Двина использовалась в качестве главного транспортного пути Русского Севера. Деревянные барки, могучие буксиры и быстроходные «Ракеты» – это лишь часть судов, которые ходили по этой реке. На занятии речь пойдет о роли Северного речного пароходства в жизни страны, о развитии речного флота и людях, посвятивших ему всю свою жизнь.
Мы узнаем, кого на реке называли судовыми ярыжками, почему пароход прозвали «судном с печкой», что такое бакена и почему их красили в разный цвет? Вспомним основные речные профессии и познакомимся с представителями знаменитых речных династий. 12+
"Ящеры Амалицкого" Занятие посвящено палеонтологическим раскопкам Владимира Прохоровича Амалицкого, которые проводились в 1899-1914 годах под Котласом. Кандидат биологических наук А.А. Медведев расскажет об истории раскопок, их мировом значении, научном подвиге профессора, сложностях и приключениях во время раскопок. Экскурсанты увидят полноразмерные макеты найденных Амалицким животных, узнают, как жили звероящеры, чем питались, чем отличались от динозавров, познакомятся с Котлассией, Двинией, Двинозавром, а также смогут увидеть кости и зубы мамонта, носорога, камни с отпечатками древних моллюсков. 12+


Заявки на экскурсии, лекции и мастер-классы вы можете оставить по телефону: 8(81837) 2-02-88.



Наверх