Контакты


МЫ НАХОДИМСЯ ПО АДРЕСУ:
г. Котлас, ул.Виноградова, 22

РЕЖИМ РАБОТЫ МУЗЕЯ:
Вторник – четверг, воскресенье:
с 09.30 – 17.00,
обед с 12.30 до 13.00.

Понедельник: с 11.30 – 19.00,
обед с 14.30 до 15.00.

Выходные: пятница, суббота.

ТЕЛЕФОН ДЛЯ СПРАВОК: 8(81837)2-02-88, 2-20-66.

Наши земляки - участники гражданской войны

В 2018 году исполняется 100 лет с создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота, 100 лет назад началась и гражданская война – одна из самых трагических страниц в истории России. Большая часть населения страны была втянута в эту братоубийственную войну.
События гражданской войны в Котласе
   2 августа 1918 года англо-американские и французские войска вступили в Архангельск. Белогвардейцы и интервенты наступали в двух направлениях: по железной дороге на Вологду и по Северной Двине на Котлас. После захвата Котласа враг намеревался в районе Вятки (совр. г. Киров) соединиться с белогвардейскими войсками, наступавшими с востока, и объединенными силами захватить Москву. Котлас приобрел всероссийское стратегическое значение: здесь были сосредоточены склады боеприпасов и военных материалов (свыше 700 тысяч снарядов, 80 тысяч пудов взрывчатки, огромное количество патронов и винтовок).
  В Котласе было объявлено осадное положение. Проводилась мобилизация на фронт, начали формироваться красноармейские отряды, принимались меры охраны артиллерийских складов.
   С прибытием в Котлас Павлина Федоровича Виноградова формируется Северо-Двинская военная речная флотилия на базе речных пароходов и барж, выведенных из Архангельска, а также находящихся в затоне Лименда и Михайловских мастерских в Великом Устюге. Суда флотилии вооружались пушками, на пароходах блиндировали (защищали) штурвальные рубки, машинные отделения и прочее толстыми листами железа, мешками с песком, канатами и другими материалами. В 1919 году Северо-Двинская флотилия имела 53 судна с личным составом до двух тысяч человек, две плавучие батареи и гидроавиацию. Обслуживали флотилию балтийские моряки и местные речные специалисты: капитаны, машинисты, лоцманы, кочегары, матросы.
   После гибели в бою П.Ф.Виноградова командующим флотилией был назначен военный моряк К.М. Пронский.
  В 1919 году Северо-Двинская флотилия имела 53 судна с личным составом до двух тысяч человек, две плавучие батареи и гидроавиацию. Обслуживали флотилию местные речные специалисты: капитаны, машинисты, лоцманы, кочегары, матросы.
  По распоряжению В. И. Ленина на Северо-Двинское направление прибыли: 4-й экспедиционный отряд моряков Балтийского флота, две батареи 2-го артиллерийского дивизиона, 1-й Вологодский стрелковый полк, 7-й инженерный отряд и кавалерийский отряд Хаджи-Мурата Дзарохохова. Прибыли военные специалисты-подрывники А.Н. Ногтев и С.Г. Уралов для уничтожения военных складов и Пермь-Вятской железной дороги в случае угрозы захвата Котласа. Создан Котласский укреплённый район (руководитель А.А. Медведев, затем - А.И. Геккер).
  12 августа 1918 года В.И. Ленин телеграфирует командующему Северным фронтом М.С. Кедрову в Вологду: «…Теперь Вы должны … связаться с Котласом, послать туда лётчиков немедленно и организовать защиту Котласа во что бы то ни стало».
  В ноябре 1919 года возникла угроза Котласу со стороны Вычегды в связи с захватом Яренска белогвардейским отрядом капитана Орлова. Чтобы обезопасить город, были срочно приняты меры оборонительного характера. Котласский отряд особого назначения переименован во вторую роту и направлен на Вычегду, туда же срочно выехали военные моряки. В результате развернувшихся боев отряд Орлова был разбит, 29 ноября Яренск был освобожден.
  В результате боев на Северо-Двинском направлении противник был остановлен. В итоге операций 1918-1919 годов план интервентов и белых соединиться в районе Котласа и Вятки и двинуться на Москву и Петроград был сорван.
   В 1920 году котласские железнодорожники и водники в короткий срок построили бронепоезд по проекту инженера Посаженникова, состоявший из семи четырёхосных вагонов, вооружённый двумя 130-мм морскими орудиями и пулемётами. Бронепоезду дали название «Красный моряк». В полной боевой готовности он вышел из Котласа 1 февраля 1920 года через Вологду и 5 февраля вступил в бой с бронепоездом противника «Адмирал Колчак» на железной дороге Вологда – Архангельск. Мощную поддержку оказывало местное население: рыли оборонительные сооружения, предоставляли гужевой транспорт, собирали тёплые вещи, обувь, продукты питания. Основная тяжесть работ на лесозаготовках, извозе легла на женщин и подростков. Тыл служил твёрдой опорой частям Красной Армии в годы Гражданской войны и интервенции.
  21 февраля 1920 года Гражданская война на Архангельском Севере закончилась разгромом интервентов и белогвардейцев.
   Источники информации:
   - В.Ракитин. «В годы интервенции и гражданской войны», «Котлас. Очерки истории» стр. 37 – 48.
   - Брошюра «Котлас», ООО «Пилот», 1995 г.
Наши земляки - участники гражданской войны
© Фото и документы из фондов Котласского краеведческого музея. При использовании материалов ссылка на Котласский краеведческий музей обязательна!