Для работы с посетителями в Котласском краеведческом музее разработаны тематические музейно-образовательные занятия, организуются и проводятся краеведческие игры, викторины, конкурсы, открытые уроки, встречи с интересными людьми.
Помимо экспозиции в музее работают стационарные выставки. Для посетителей предоставлена возможность работать в архиве и библиотеке музея.
Название экскурсии (лекции) |
Описание |
"Обзорная экскурсия по музею" (для гостей города)
|
История Котласа и района с древнейших времён до начала XX века. Раскрывает такие темы, как заселение Севера и Котласского района в IX–XIII веках, археологические памятники, становление судоходства на Северной Двине, появление речной пристани в Котласе и строительство железной дороги Вятка-Котлас, события Первой мировой войны, революций 1905 и 1917 годов, гражданской войны на Севере, раскулачивание и политические репрессии в 1930-е годы, создание Котласлага, пересыльных пунктов в городе и районе, Котлас в годы Великой Отечественной войны. |
"Здравствуй, музей!"
|
Обзорная экскурсия по музею, знакомство с понятиями: музей, экспонат, экскурсия, экскурсовод. |
Обзорная (автобусная) экскурсия по городу
|
Экскурсанты знакомятся с историей образования города, памятными досками и памятниками, расположенными на его территории. |
"Наши главные символы"
|
Музейно-образовательное занятие в игровой форме знакомит детей с государственными символами России, Архангельской области, Котласа и Котласского района. |
"Память войны на улицах Котласа" (пешеходная экскурсия)
|
Гулять по улицам родного города вдвойне интересней, когда знаешь их историю.
Пешеходная экскурсия проходит по памятным местам Котласа, связанным с Великой Отечественной войной. Экскурсанты узнают о подвигах котлашан на фронте и в тылу, рассмотрят мемориальные таблички на улицах города, познакомятся с историей памятников в мемориальной зоне городского парка.
|
"Котлас? Котлас!"
|
Весёлая и познавательная игра по истории Котласа.
Мы будем играть и изучать историю Котласа; узнаем, когда и почему Котлас стал городом; совершим путешествие по его улицам; вспомним героев-котлашан, защищавших нашу Родину; заглянем на предприятия Котласа; поговорим о памятниках истории и архитектуры и, конечно же, вспомним, какие древние животные жили на нашей территории много-много миллионов лет назад.
Участники игры разделятся на команды, и мы узнаем, какая из них получит право называться знатоками истории Котласа.
|
"Тайны старого Котласа" (пешеходная экскурсия)
|
Экскурсия проходит по историческому центру города – улицам Урицкого, Луначарского, Карла Маркса, Мелентьева, Ленина. Мы узнаем, каким был этот район несколько десятилетий назад, где находились клуб пионеров, парашютная вышка и школа №3, на какой улице появились первые тротуары в Котласе и почему Котлас мог бы стать городом-садом.
|
"Между рекой и железной дорогой" (пешеходная экскурсия по приречному району)
|
Пешеходная экскурсия знакомит с приречным районом – старейшим районом города, с историей которого связаны основные вехи истории Котласа. Маршрут проходит в пределах одной улицы (Виноградова) и одной площади (Привокзальной).
В ходе экскурсии экскурсанты в сопровождении экскурсовода последовательно знакомятся со следующими объектами: котласский храмовый комплекс, архитектурный ансамбль Привокзальной площади (здания речного и железнодорожного вокзалов, памятник В. И. Ленину, памятник-паровоз), памятник бойцам Северо-Двинской речной военной флотилии, Двинопарк, здание Котласского краеведческого музея.
Показ экскурсионных объектов сопровождается рассказом о событиях прошлого и об исторических деятелях, чьи биографии связаны с местной историей: о христианском просветителе Стефане Пермском, реформаторе С. Ю. Витте, палеонтологе В.П. Амалицком, революционе-рах В. И. Ленине, П. Ф. Виноградове, Р. С. Землячке. Небольшой маршрут протяженностью 1 км позволяет увидеть архитектурные и скульптурные памятники разных эпох, познакомиться с историей Котласа от глубины веков до наших дней.
|
"История города: от Октября к восьмидесятым" (пешеходная экскурсия) (ул.70-летия Октября – пр. Мира – Стела «Салют Победы» – ул.Кузнецова – ул.28-й Невельской дивизии)
|
Пешеходная экскурсия проходит по улицам 70-летия Октября, Кузнецова, 28-й Невельской дивизии, проспекту Мира.
Когда и почему Котлас стал городом? Что интересного происходило в Котласе в 1930-е годы? Как жил Котлас в годы войны? Почему 28-ая стрелковая дивизия получила почётное наименование «Невельская»? Как строился Котласский электромеханический завод? Где предполагалось установить стелу «40 лет Победы»? Почему на проспекте Мира стоит самолёт Як-40? Куда можно было улететь из Котласского аэропорта в 1980-е годы?
На эти и многие другие вопросы мы ответим на экскурсии.
Длительность экскурсии –60 минут.
|
Название экскурсии (лекции) |
Описание |
"Снайпер Фёдор Харченко"
|
В двадцатку лучших снайперов Великой Отечественной войны вошёл Фёдор Алексеевич Харченко. Фёдор Харченко родился в Запорожской области, до войны работал столяром на Лимендском судостроительно-судоремонтном заводе. Призван на фронт Котласским военкоматом в мае 1942 года. Служил на Волховском фронте. Награждён двумя медалями «За отвагу», знаками «Отличный пулеметчик», «Отличный снайпер», орденом Красной Звезды. Погиб в Новгородской области в январе 1944 года. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
На музейном занятии экскурсанты познакомятся с биографией легендарного героя, обсудят особенности снайперского дела в Красной армии, узнают, как увековечена память о Фёдоре Алексеевиче Харченко в нашем городе и в нашей стране.
|
"На земле, в небесах и на море"
|
На музейном занятии дети узнают о подвигах котлашан во время Великой Отечественной войны, познакомятся с военными профессиями, рассмотрят предметы, связанные с военной службой, померяют рюкзак десантника, солдатскую каску, ремень, погоны. Занятие проходит в игровой форме.
|
"Военные профессии"
|
Чем занимаются разведчик, сапёр и связист? Зачем сапёру лопата? Сколько весит катушка связиста? Почему у разведчика должна быть хорошая память?
На музейном занятии мы узнаем ответы на эти (и не только на эти) вопросы и поговорим о котлашанах – защитниках Отечества.
|
"Редкие военные профессии" ("Военные профессии", ч.2)
|
Занятие в игровой форме знакомит школьников с редкими военными профессиями фронтового кинооператора, слухача, военного переводчика, с историями котлашан—участников Великой Отечественной войны (Вадима Петровского, Бориса Дементьева, Валентины Серовой).
|
"Символ ратной славы"
|
На занятии дети узнают, когда и кем было утверждено высокое звание - Герой Советского Союза, за какие заслуги оно присваивалось, какие награды вручались Героям, кто были первыми Героями.
Более подробно экскурсовод остановится на событиях из жизни и героических подвигах некоторых котлашан – Героев Советского Союза, уроженцах г. Котласа и Котласского района. Кроме этого, дети вспомнят о памятных местах г. Котласа, посвященных котлашанам – Героям Советского Союза и выполнят занимательные задания на эту тему. |
"От Бреста до Берлина"
|
Какая пограничная крепость приняла на себя первый удар немецко-фашистских войск, как ежи могли остановить танк, почему во время Сталинградской битвы горела река Волга, и как при наступлении на Берлин использовали прожектора? Ответы на эти и другие вопросы дети получат на занятии, посвященном Великой Отечественной войне.
Мы познакомимся с именами котлашан, принимавшими участие в Московской и Сталинградской битве, в Берлинской наступательной операции, послушаем военные песни и рассмотрим советские поздравительные открытки к Дню Победы. В конце занятия дети сами сделают открытку к празднику 9 Мая.
|
"Юнги Северного флота"
|
Когда мы говорим о героях Великой Отечественной войны, то обычно представляем себе мужественных и серьёзных мужчин. Но была в нашей области уникальная школа – Соловецкая школа юнг, воспитанниками которой были многие наши земляки. Четырнадцатилетние мальчишки, голодные, замёрзшие и рвущиеся на фронт, постигали там основы военных профессий.
О работе школы и двенадцатичасовых учебных занятиях, о картофельных нарядах и шлюпочной практике, и, конечно, же о подвигах юных будет наш рассказ. |
"Письма с фронта"
|
Мы будем читать фронтовые письма и открытки котлашан, через личные истории попробуем почувствовать войну. Узнаем удивительную историю о силе духа, мужестве и отцовской нежности нашего земляка Дмитрия Петракова, строки из письма которого выбиты резцом на памятнике всем фронтовым письмам, который находится в Волгограде. |
"Шли девчонки по войне"
|
У «женской» войны свои краски, свои чувства и свои истории.
На музейном занятии мы будем говорить о защитницах-котлашанках. О тех, кто остался работать в тылу и о тех, кто ушёл на фронт и встал в строй вместе с мужчинами. |
"Котлас и блокадный Ленинград"
|
На занятии мы поговорим об одной из самых трагических страниц Великой Отечественной войны, познакомимся с историями котлашан, переживших блокаду и освобождавших город, почитаем их письма. Узнаем, как связан тыловой Котлас и блокадный Ленинград. Выясним, почему в нашем городе есть Ленинградский тупик и как ленинградцы помогли наладить работу Северной железной дороги. |
"Виват, шурави!"
(Котлашане - участники боевых действий в Афганистане)
|
Мы узнаем, почему началась и как закончилась последняя война Советского Союза. Поговорим о наших земляках-участниках афганской войны, посмотрим фотографии из армейских альбомов. Подумаем, почему эта война была такой сложной и долгой. Рассмотрим и подержим в руках предметы, которые привезли парни «из-за речки» и внимательно изучим настоящую дембельскую форму десантника. |
"Герои Северо-Двинской флотилии"
|
В августе 1918 года, после захвата интервентами Архангельска, английские военные речные суда идут на Котлас. В городе для борьбы с ними была сформирована Северо-Двинская военная речная флотилия, успешные боевые действия которой сорвали планы интервентов на быстрый захват Котласа.
На занятии пойдет рассказ о земляках, которые вошли в боевые отряды Северо-Двинской флотилии и внесли значительный вклад в борьбу с белогвардейцами и интервентами. Экскурсанты узнают, как обычные гражданские пароходы превращались в военные суда, как тралились минные заграждения и какое участие земляки приняли в спасении части золотого запаса страны.
|
"Полный ход"
|
С древнейших времен Северная Двина использовалась в качестве главного транспортного пути Русского Севера. Деревянные барки, могучие буксиры и быстроходные «Ракеты» – это лишь часть судов, которые ходили по этой реке. На занятии речь пойдет о роли Северного речного пароходства в жизни страны, о развитии речного флота и людях, посвятивших ему всю свою жизнь.
Мы узнаем, кого на реке называли судовыми ярыжками, почему пароход прозвали «судном с печкой», что такое бакена и почему их красили в разный цвет? Вспомним основные речные профессии и познакомимся с представителями знаменитых речных династий.
|
"Немирный атом"
|
Перед нами стоит непростая задача – разобраться, понять, из чего же состоит Чернобыльский атом – «немирный атом». Мы соберём его по осколкам – узнаем, что такое зона отчуждения, укрытие, кто такие ликвидаторы, узнаем имена наших с вами земляков-котлашан, тех, кто рисковал своим здоровьем, своей жизнью, расчищая радиоактивную грязь. А делали ликвидаторы это для того, чтобы защитить нас с вами от радиации, защитить планету от гибели. В конце встречи мы смастерим бумажного аиста – символ памяти о самой страшной техногенной катастрофе XX века.
|
"Покорители Сибири"
|
Мы живём в самой большой стране мира. И самой большой она стала не сразу. Нужны были долгие годы открытий, путешествий, присоединения новых территорий.
Занятие посвящено землепроходцам, тем, кто в XVI-XVIIвеках отправился покорять далёкие сибирские земли. В интерактивной форме экскурсанты узнают о походах Ермака и Пянды, Ивана Москвитина и Михаила Стадухина, открытиях Семёна Дежнёва, Василия Пояркова и Владимира Атласова. Центральная тема занятия-Амурский поход Ерофея Хабарова и его сотоварищей, наших земляков, уроженцев территории современного Котласского района.
|
Название |
Описание |
Музейное занятия с элементами творческой мастерской «Без пояса дело не спорится» |
Пояс – один из главных элементов русского традиционного костюма. На занятии дети узнают, из чего раньше делали и как украшали пояса, чем праздничный пояс отличался от повседневного, и почему наши предки верили в его магическую силу. Дети рассмотрят пояса, характерные для костюмов Русского Севера, а также познакомятся со способами их изготовления. В конце занятия сплетем свой небольшой и симпатичный поясок.
|
"Мезенская роспись"
(музейное занятие с элементами творческой мастерской)
|
Знакомство с северной росписью – мезенской. В ходе практического занятия дети знакомятся с историей появления мезенской росписи, рассматривают её элементы и узнают, что они обозначают. Результат занятия – сувенир с фрагментами мезенской росписи, изготовленный своими руками. |
Квест «Тайны пермских болот» |
Во время путешествия по музейным станциям дети узнают о времени, когда на нашей территории обитали древние звероящеры. Почему звероящеры и динозавры никогда не встречались? Кто нашёл останки этих вымерших животных? С какими трудностями пришлось столкнуться профессору, руководившему палеонтологическими раскопками? Где и почему найденные конкреции закопали обратно в землю?
На эти и многие другие вопросы отвечают экскурсанты, выполняя задания на шести станциях.
6+ |
Музейный квест «Путешествие во времени»
|
Увлекательное путешествие по залам музея. Участники квеста отправляются по маршруту и, отвечая на вопросы, разгадывают загадки, ребусы, выполняют творческие задания, знакомятся с интересными фактами из истории Котласа. 6+ |
Краеведческий квест «Город, в котором я живу»
|
Интересный квест, требующий сосредоточенности и внимания. Команды, выполняя творческие задания, знакомятся с интересными фактами из истории Котласа. |
Название |
Описание |
"Пух и перья"
|
Почему птицы не падают? Где у птиц крючочки и как они их застёгивают? Какая птица самая большая в мире, а какая - самая маленькая? Сколько весит шестилетний мальчик в гусях?
Всё самое интересное о птицах, крыльях и полетах вы сможете узнать на занятии «Пух и перья», которое пройдёт в увлекательной форме, с интерактивными заданиями и мастер-классом.
|
"Как жили люди в прошлом"
|
На занятии речь идет о жизни крестьян, о том, как наши предки обрабатывали землю, что выращивали и как лес и река кормили людей. В ходе занятия дети знакомятся с орудиями труда крестьян, выясняют, какие ягоды и грибы собирали в наших лесах, на кого охотились и какую рыбу ловили. Занятие проходит в игровой форме.
|
"Федорино горе"  |
Игровая программа по мотивам произведений одного из самых популярных и любимых детских писателей ХХ века, Корнея Ивановича Чуковского. Экскурсанты познакомятся с биографией и творчеством писателя. Вместе с Федорой уговорят посуду и старинную утварь вернуться домой, подержат в руках предметы из прошлого и узнают об их предназначении.
|
"Как рубашка в поле выросла"
|
Занятие по мотивам одноименного рассказа К.Д. Ушинского. На занятии дети узнают, как раньше обрабатывали лен и изготавливали из него одежду. В ходе занятия дети познакомятся с народными играми и обрядами.
|
"Не было ни гроша, да вдруг алтын"
|
Что такое деньги? Какую роль они играют в жизни человека? И все ли на них можно купить? Тема денег всегда вызывала неподдельный интерес.
На занятии пойдет рассказ о возникновении денежного обращения в Древней Руси, о том, как чеканили проволочные серебряные монеты и какие виды монет ходили на территории нашего государства. Экскурсанты узнают, как рубль и копейка получили свои названия, что такое товарные деньги и почему первые русские монеты называли «чешуйками».
Свои знания экскурсанты проверят в командной игре, отвечая на вопросы и решая занимательные задачи.
|
"Семь раз отмерь, один отрежь"
|
Знаете ли вы, как измеряли длину наши предки? Оказывается, на Руси для измерения длины использовали человека, вернее, его части тела – руки, ладони, ноги.
На занятии дети познакомятся со старыми русскими мерами длины, узнают, что такое аршин, вершок, сажень, верста, локоть и пядь, научатся их показывать и использовать для измерения длин реальных предметов. Занятие проходит в игровой форме.
|
"Свет и тень"
|
На занятии рассказывается о естественных и искусственных источниках света. Дети узнают о том, как наши предки освещали свои дома, что такое светец и лучина, из чего делали свечи и как работает керосиновая лампа. Связь света и тени продемонстрирует театр теней, в представлении которого дети примут непосредственной участие.
|
"Быстро сказка сказывается"
|
Сказка удивительна, она привлекает к себе лёгкостью, волшебством и верой в чудеса. Здесь зло побеждено добром, честность и смекалка берут верх над глупостью. Сказка учит важному: дружить, помогать, быть ловким и сообразительным. На музейной встрече школьники изучат особенности фольклорной и литературной сказки, вспомнят прочитанные сказки и сказочных героев; познакомятся с жанром северной сказки и авторами-сказочниками Русского Севера. В течение всего занятия ребята активно участвуют в игровой, исследовательской и творческой деятельности, через знакомство с экспонатами музея, в том числе интерактивными.
|
"Масло и соус на холсте"
|
Для маленьких посетителей музея подготовлено практическое занятие, которое рассказывает о таком виде искусства как графика. В ходе занятия дети знакомятся с графическими работами котласских художников и сами пробуют свои силы в рисовании. Экскурсанты узнают о характерах карандаша, рисуют мелом, сравнивают акварель и гуашь, а в конце занятия раскрашивают общую «картину». |
"Котлассия, двинозавр и другие"
|
На музейном занятии дети узнают о древних обитателях котласской земли. Экскурсанты, как настоящие палеонтологи,отыщут косточки древних животных в интерактивной песочнице,соберутих скелеты, изучат черепа; познакомятся с историей раскопок профессора Владимира Амалицкого.
|
"Ящеры Амалицкого"
|
Занятие посвящено палеонтологическим раскопкам Владимира Прохоровича Амалицкого, которые проводились в 1899-1914 годах под Котласом. Кандидат биологических наук А.А. Медведев расскажет об истории раскопок, их мировом значении, научном подвиге профессора, сложностях и приключениях во время раскопок. Экскурсанты увидят полноразмерные макеты найденных Амалицким животных, узнают, как жили звероящеры, чем питались, чем отличались от динозавров, познакомятся с Котлассией, Двинией, Двинозавром, а также смогут увидеть кости и зубы мамонта, носорога, камни с отпечатками древних моллюсков.
|
"Школьные истории"
|
История школьного образования в Котласе имеет более чем вековую историю. На музейном занятии будут представлены материалы о школах города, в том числе о тех, которые в настоящее время уже не действуют. Экскурсанты услышат интересные истории о школьниках 50-80-х гг., о знаменитых педагогах города, о школьной форме и о самых красивых зданиях Котласа, в которых расположены школы.
Часть экспонатов можно будет взять в руки и рассмотреть (старинные учебники, школьную кинокамеру и радиомикрофон, игрушки, изготовленные школьниками на уроках труда, перьевые ручки и другие ученические предметы). В заключительной части занятия экскурсанты на красивом бланке напишут письма благодарности учителям, которые потом будут переданы в школы. Занятие имеет профориентационную направленность и особенно рекомендуется для классов педагогического профиля.
|
"Окаменелости, которые вы можете найти"
 |
Дети любят собирать интересные камни, яркие блестящие, причудливой формы или с отпечатками древней жизни. Все круглые камни называются «яйцами динозавров». Но найти кости и тем более, яйца динозавров, в нашей местности нельзя. Почему? Объясним на занятии. И расскажем, какие окаменелости найти можно, насколько они древние и как разбираться в находках.
|
"Просто о лесе"
|
Наш северный край славится своими лесами. На музейном занятии дети смогут узнать самое важное о знакомом и в то же время совершенно неведомом лесном мире и его обитателях. Научатся различать породы деревьев по листьям и коре и определять их возраст по годовым кольцам. Поразмышляют о важности леса для человека с древнейших времен и придут к выводу, что лес необходимо ценить, беречь и восстанавливать. Найдут ответы на интересные вопросы и выполнят занимательные практические задания. Полученные знания помогут детям «подружиться» с лесом.
|
"Лес, лесная промышленность и экология"
|
Наш край богат лесом, а рядом расположен крупнейший целлюлозно-бумажный комбинат. Занятие знакомит с лесной экосистемой, ее значением для человека и природы, с заготовкой и переработкой древесины, влиянием лесной промышленности на окружающую среду и связанных с этим экологических проблем. Слушатели получат представление о современных технологиях в лесной промышленности, новых профессиях, связанных с лесоводством и экологией, и сформируют экологическую культуру, понимание важности сохранения лесов и устойчивого использования природных ресурсов.
|
"Новогодние приключения Маши и Вити"
|
Музейное занятие по мотивам любимого советского детского фильма. Герои музыкальной сказки: кот Матвей и Леший, Баба-Яга и Кощей Бессмертный придумали для наших гостей любопытные вопросы: новогодние и исторические, познавательные и шуточные.
Давайте вместе пройдём испытания и погрузимся в новогоднюю атмосферу музыкальной сказки!
|
Музейное занятие "Путешествие в страну елочных игрушек"
|
Приглашаем детей и взрослых окунуться в загадочное царство ёлочных игрушек. Старинные ёлочные игрушки таинственным образом превращают обычное дерево в волшебную сказку. Однако эта сказка всегда была тесно связана с жизнью и читалась в игрушке, как в открытой книге. Раскроем тайны ёлочных игрушек на нашем новогоднем занятии с песнями, танцами и весёлыми загадками!
|
"Новогодние истории"
|
Новогодняя игровая программа с использованием материала по истории края. |
Название |
Описание |
"Лес, лесная промышленность и экология"
|
Наш край богат лесом, а рядом расположен крупнейший целлюлозно-бумажный комбинат. Занятие знакомит с лесной экосистемой, ее значением для человека и природы, с заготовкой и переработкой древесины, влиянием лесной промышленности на окружающую среду и связанных с этим экологических проблем. Слушатели получат представление о современных технологиях в лесной промышленности, новых профессиях, связанных с лесоводством и экологией, и сформируют экологическую культуру, понимание важности сохранения лесов и устойчивого использования природных ресурсов.
|
"Военные профессии"
|
Чем занимаются разведчик, сапёр и связист? Зачем сапёру лопата? Сколько весит катушка связиста? Почему у разведчика должна быть хорошая память?
На музейном занятии мы узнаем ответы на эти (и не только на эти) вопросы и поговорим о котлашанах – защитниках Отечества.
|
"Редкие военные профессии" ("Военные профессии", ч.2)
|
Занятие в игровой форме знакомит школьников с редкими военными профессиями фронтового кинооператора, слухача, военного переводчика, с историями котлашан—участников Великой Отечественной войны (Вадима Петровского, Бориса Дементьева, Валентины Серовой).
|
"Полный ход"
|
С древнейших времен Северная Двина использовалась в качестве главного транспортного пути Русского Севера. Деревянные барки, могучие буксиры и быстроходные «Ракеты» – это лишь часть судов, которые ходили по этой реке. На занятии речь пойдет о роли Северного речного пароходства в жизни страны, о развитии речного флота и людях, посвятивших ему всю свою жизнь.
Мы узнаем, кого на реке называли судовыми ярыжками, почему пароход прозвали «судном с печкой», что такое бакена и почему их красили в разный цвет? Вспомним основные речные профессии и познакомимся с представителями знаменитых речных династий.
|
"Ящеры Амалицкого"
|
Занятие посвящено палеонтологическим раскопкам Владимира Прохоровича Амалицкого, которые проводились в 1899-1914 годах под Котласом. Кандидат биологических наук А.А. Медведев расскажет об истории раскопок, их мировом значении, научном подвиге профессора, сложностях и приключениях во время раскопок. Экскурсанты увидят полноразмерные макеты найденных Амалицким животных, узнают, как жили звероящеры, чем питались, чем отличались от динозавров, познакомятся с Котлассией, Двинией, Двинозавром, а также смогут увидеть кости и зубы мамонта, носорога, камни с отпечатками древних моллюсков.
|
"Школьные истории"
|
История школьного образования в Котласе имеет более чем вековую историю. На музейном занятии будут представлены материалы о школах города, в том числе о тех, которые в настоящее время уже не действуют. Экскурсанты услышат интересные истории о школьниках 50-80-х гг., о знаменитых педагогах города, о школьной форме и о самых красивых зданиях Котласа, в которых расположены школы.
Часть экспонатов можно будет взять в руки и рассмотреть (старинные учебники, школьную кинокамеру и радиомикрофон, игрушки, изготовленные школьниками на уроках труда, перьевые ручки и другие ученические предметы). В заключительной части занятия экскурсанты на красивом бланке напишут письма благодарности учителям, которые потом будут переданы в школы. Занятие имеет профориентационную направленность и особенно рекомендуется для классов педагогического профиля.
|