Для работы с посетителями в Котласском краеведческом музее разработаны тематические музейно-образовательные занятия, организуются и проводятся краеведческие игры, викторины, конкурсы, открытые уроки, встречи с интересными людьми.
Помимо экспозиции в музее работают стационарные выставки. Для посетителей предоставлена возможность работать в архиве и библиотеке музея.
Название экскурсии (лекции) |
Описание |
"Обзорная экскурсия по музею" (для гостей города) |
История Котласа и района с древнейших времён до начала XX века. Раскрывает такие темы, как заселение Севера и Котласского района в IX–XIII веках, археологические памятники, становление судоходства на Северной Двине, появление речной пристани в Котласе и строительство железной дороги Вятка-Котлас, события Первой мировой войны, революций 1905 и 1917 годов, гражданской войны на Севере, раскулачивание и политические репрессии в 1930-е годы, создание Котласлага, пересыльных пунктов в городе и районе, Котлас в годы Великой Отечественной войны. 10+ |
"Здравствуй, музей!" |
Обзорная экскурсия по музею, знакомство с понятиями: музей, экспонат, экскурсия, экскурсовод. 6+ |
Обзорная (автобусная) экскурсия по городу |
Экскурсанты знакомятся с историей образования города, памятными досками и памятниками, расположенными на его территории. 6+ |
"Наши главные символы" |
Музейно-образовательное занятие в игровой форме знакомит детей с государственными символами России, Архангельской области, Котласа и Котласского района. 6+ |
"Храмы Котласского района" |
Котласский район обладает уникальным архитектурным наследием. На территории района (в том числе в городах Котлас и Коряжма) находятся 28 храмов, построенных в XVI–XX веках. Среди них – шедевры архитектуры всероссийского значения, уникальные образцы региональной архитектуры, характерные храмы устюжской школы, памятники деревянного зодчества. Местные храмы представляют самые разные архитектурные стили: строгановское барокко, классицизм, эклектику. На музейно-образовательном занятии можно познакомиться с историей храмов и их архитектурными особенностями, с предметами церковного обихода. 12+ |
"Котлас? Котлас!" |
Весёлая и познавательная игра по истории Котласа.
Мы будем играть и изучать историю Котласа; узнаем, когда и почему Котлас стал городом; совершим путешествие по его улицам; вспомним героев-котлашан, защищавших нашу Родину; заглянем на предприятия Котласа; поговорим о памятниках истории и архитектуры и, конечно же, вспомним, какие древние животные жили на нашей территории много-много миллионов лет назад.
Участники игры разделятся на команды, и мы узнаем, какая из них получит право называться знатоками истории Котласа.
10+ |
"Память войны на улицах Котласа" (пешеходная экскурсия)
|
Гулять по улицам родного города вдвойне интересней, когда знаешь их историю.
Пешеходная экскурсия проходит по памятным местам Котласа, связанным с Великой Отечественной войной. Экскурсанты узнают о подвигах котлашан на фронте и в тылу, рассмотрят мемориальные таблички на улицах города, познакомятся с историей памятников в мемориальной зоне городского парка.
6+ |
"Тайны старого Котласа" (пешеходная экскурсия)
|
Экскурсия проходит по историческому центру города – улицам Урицкого, Луначарского, Карла Маркса, Мелентьева, Ленина. Мы узнаем, каким был этот район несколько десятилетий назад, где находились клуб пионеров, парашютная вышка и школа №3, на какой улице появились первые тротуары в Котласе и почему Котлас мог бы стать городом-садом.
12+ |
"Между рекой и железной дорогой" (пешеходная экскурсия по приречному району)
|
Пешеходная экскурсия знакомит с приречным районом – старейшим районом города, с историей которого связаны основные вехи истории Котласа. Маршрут проходит в пределах одной улицы (Виноградова) и одной площади (Привокзальной).
В ходе экскурсии экскурсанты в сопровождении экскурсовода последовательно знакомятся со следующими объектами: котласский храмовый комплекс, архитектурный ансамбль Привокзальной площади (здания речного и железнодорожного вокзалов, памятник В. И. Ленину, памятник-паровоз), памятник бойцам Северо-Двинской речной военной флотилии, Двинопарк, здание Котласского краеведческого музея.
Показ экскурсионных объектов сопровождается рассказом о событиях прошлого и об исторических деятелях, чьи биографии связаны с местной историей: о христианском просветителе Стефане Пермском, реформаторе С. Ю. Витте, палеонтологе В.П. Амалицком, революционе-рах В. И. Ленине, П. Ф. Виноградове, Р. С. Землячке. Небольшой маршрут протяженностью 1 км позволяет увидеть архитектурные и скульптурные памятники разных эпох, познакомиться с историей Котласа от глубины веков до наших дней.
12+ |
"История города: от Октября к восьмидесятым" (пешеходная экскурсия) (ул.70-летия Октября – пр. Мира – Стела «Салют Победы» – ул.Кузнецова – ул.28-й Невельской дивизии)
|
Пешеходная экскурсия проходит по улицам 70-летия Октября, Кузнецова, 28-й Невельской дивизии, проспекту Мира.
Когда и почему Котлас стал городом? Что интересного происходило в Котласе в 1930-е годы? Как жил Котлас в годы войны? Почему 28-ая стрелковая дивизия получила почётное наименование «Невельская»? Как строился Котласский электромеханический завод? Где предполагалось установить стелу «40 лет Победы»? Почему на проспекте Мира стоит самолёт Як-40? Куда можно было улететь из Котласского аэропорта в 1980-е годы?
На эти и многие другие вопросы мы ответим на экскурсии.
Длительность экскурсии –60 минут.
12+ |
Название экскурсии (лекции) |
Описание |
"Юнги Северного флота" |
Когда мы говорим о героях Великой Отечественной войны, то обычно представляем себе мужественных и серьёзных мужчин. Но была в нашей области уникальная школа – Соловецкая школа юнг, воспитанниками которой были многие наши земляки. Четырнадцатилетние мальчишки, голодные, замёрзшие и рвущиеся на фронт, постигали там основы военных профессий.
О работе школы и двенадцатичасовых учебных занятиях, о картофельных нарядах и шлюпочной практике, и, конечно, же о подвигах юных будет наш рассказ. 12+ |
"Письма с фронта" |
Мы будем читать фронтовые письма и открытки котлашан, через личные истории попробуем почувствовать войну. Узнаем удивительную историю о силе духа, мужестве и отцовской нежности нашего земляка Дмитрия Петракова, строки из письма которого выбиты резцом на памятнике всем фронтовым письмам, который находится в Волгограде. 11+ |
"Котлас и блокадный Ленинград" |
На занятии мы поговорим об одной из самых трагических страниц Великой Отечественной войны, познакомимся с историями котлашан, переживших блокаду и освобождавших город, почитаем их письма. Узнаем, как связан тыловой Котлас и блокадный Ленинград. Выясним, почему в нашем городе есть Ленинградский тупик и как ленинградцы помогли наладить работу Северной железной дороги. 14+ |
"Виват, шурави!"
(Котлашане - участники боевых действий в Афганистане)
|
Мы узнаем, почему началась и как закончилась последняя война Советского Союза. Поговорим о наших земляках-участниках афганской войны, посмотрим фотографии из армейских альбомов. Подумаем, почему эта война была такой сложной и долгой. Рассмотрим и подержим в руках предметы, которые привезли парни «из-за речки» и внимательно изучим настоящую дембельскую форму десантника. 12+ |
"Шли девчонки по войне" |
У «женской» войны свои краски, свои чувства и свои истории.
На музейном занятии мы будем говорить о защитницах-котлашанках. О тех, кто остался работать в тылу и о тех, кто ушёл на фронт и встал в строй вместе с мужчинами. 12+ |
"Великая Отечественная война 1941–1945 гг."
Лекция кандидата исторических наук А.С.Гладких
(2 академических часа)
|
Автор лекции, кандидат исторических наук С. А. Гладких, в доступной для старшеклассников форме рассказывает об истории Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. В ходе лекции последовательно рассматриваются и анализируются причины войны, подготовка к войне, соотношение сил и планы сторон, их изменение по мере развития военных действий, причины побед и поражений, итоги и последствия войны. Акцентируется внимание на боевом и трудовом подвиге советского народа, в том числе на примерах из местной истории.14+
|
"Символ ратной славы"
|
На занятии дети узнают, когда и кем было утверждено высокое звание - Герой Советского Союза, за какие заслуги оно присваивалось, какие награды вручались Героям, кто были первыми Героями.
Более подробно экскурсовод остановится на событиях из жизни и героических подвигах некоторых котлашан – Героев Советского Союза, уроженцах г. Котласа и Котласского района. Кроме этого, дети вспомнят о памятных местах г. Котласа, посвященных котлашанам – Героям Советского Союза и выполнят занимательные задания на эту тему. 6+ |
"Немирный атом"
|
Перед нами стоит непростая задача – разобраться, понять, из чего же состоит Чернобыльский атом – «немирный атом». Мы соберём его по осколкам – узнаем, что такое зона отчуждения, укрытие, кто такие ликвидаторы, узнаем имена наших с вами земляков-котлашан, тех, кто рисковал своим здоровьем, своей жизнью, расчищая радиоактивную грязь. А делали ликвидаторы это для того, чтобы защитить нас с вами от радиации, защитить планету от гибели. В конце встречи мы смастерим бумажного аиста – символ памяти о самой страшной техногенной катастрофе XX века.
6+ |
"Военные профессии"
|
Чем занимаются разведчик, сапёр и связист? Зачем сапёру лопата? Сколько весит катушка связиста? Почему у разведчика должна быть хорошая память?
На музейном занятии мы узнаем ответы на эти (и не только на эти) вопросы и поговорим о котлашанах – защитниках Отечества.
6+ |
"Редкие военные профессии" ("Военные профессии", ч.2)
|
Занятие в игровой форме знакомит школьников с редкими военными профессиями фронтового кинооператора, слухача, военного переводчика, с историями котлашан—участников Великой Отечественной войны (Вадима Петровского, Бориса Дементьева, Валентины Серовой).
6+ |
"Покорители Сибири"
|
Мы живём в самой большой стране мира. И самой большой она стала не сразу. Нужны были долгие годы открытий, путешествий, присоединения новых территорий.
Занятие посвящено землепроходцам, тем, кто в XVI-XVIIвеках отправился покорять далёкие сибирские земли. В интерактивной форме экскурсанты узнают о походах Ермака и Пянды, Ивана Москвитина и Михаила Стадухина, открытиях Семёна Дежнёва, Василия Пояркова и Владимира Атласова. Центральная тема занятия-Амурский поход Ерофея Хабарова и его сотоварищей, наших земляков, уроженцев территории современного Котласского района.
14+
|
"На земле, в небесах и на море"
|
На музейном занятии дети узнают о подвигах котлашан во время Великой Отечественной войны, познакомятся с военными профессиями, рассмотрят предметы, связанные с военной службой, померяют рюкзак десантника, солдатскую каску, ремень, погоны. Занятие проходит в игровой форме.
6+
|
"Котлашане - участники Русско-Японской войны"
|
Музейное занятие повествует о земляках-котлашанах – героях русско-японской войны: солдатах и матросах, участниках обороны Порт-Артура, Цусимского сражения, боёв на сопках Маньчжурии. Особое внимание уделяется награждённым высшими боевыми наградами Российской империи – Георгиевскими крестами. Прозвучат простые и безыскусные строки воспоминаний героев. Им не суждено было одержать победу, но они проявили себя достойными воинами, не заслужившими выпавшего на их долю векового забвения. А посетители занятия узнают, что любое событие российской истории, сколь бы ни было оно далеко от нас в пространстве и времени, тысячью незримых нитей связано с историей родного края.
12+
|
"Полный ход"
|
С древнейших времен Северная Двина использовалась в качестве главного транспортного пути Русского Севера. Деревянные барки, могучие буксиры и быстроходные «Ракеты» – это лишь часть судов, которые ходили по этой реке. На занятии речь пойдет о роли Северного речного пароходства в жизни страны, о развитии речного флота и людях, посвятивших ему всю свою жизнь.
Мы узнаем, кого на реке называли судовыми ярыжками, почему пароход прозвали «судном с печкой», что такое бакена и почему их красили в разный цвет? Вспомним основные речные профессии и познакомимся с представителями знаменитых речных династий.
12+ |
"Герои Северо-Двинской флотилии"
|
В августе 1918 года, после захвата интервентами Архангельска, английские военные речные суда идут на Котлас. В городе для борьбы с ними была сформирована Северо-Двинская военная речная флотилия, успешные боевые действия которой сорвали планы интервентов на быстрый захват Котласа.
На занятии пойдет рассказ о земляках, которые вошли в боевые отряды Северо-Двинской флотилии и внесли значительный вклад в борьбу с белогвардейцами и интервентами. Экскурсанты узнают, как обычные гражданские пароходы превращались в военные суда, как тралились минные заграждения и какое участие земляки приняли в спасении части золотого запаса страны.
12+ |
"Котлас в годы Гражданской войны"
|
Занятие «Котлас в годы Гражданской войны» повествует о роли Котласа в отражении натиска интервентов и белогвардейцев. Кратко освещается история Гражданской войны в целом, более подробно – кампании 1918 и 1919 годов на Северо-Двинском направлении. Рассказ экскурсовода иллюстрируется показом соответствующих экспонатов Котласского краеведческого музея и памятника бойцам Северо-Двинской речной военной флотилии.
12+ |
"От Бреста до Берлина"
|
Какая пограничная крепость приняла на себя первый удар немецко-фашистских войск, как ежи могли остановить танк, почему во время Сталинградской битвы горела река Волга, и как при наступлении на Берлин использовали прожектора? Ответы на эти и другие вопросы дети получат на занятии, посвященном Великой Отечественной войне.
Мы познакомимся с именами котлашан, принимавшими участие в Московской и Сталинградской битве, в Берлинской наступательной операции, послушаем военные песни и рассмотрим советские поздравительные открытки к Дню Победы. В конце занятия дети сами сделают открытку к празднику 9 Мая.
6+ |
Название |
Описание |
"Мезенская роспись"
(музейное занятие с элементами творческой мастерской) |
Знакомство с северной росписью – мезенской. В ходе практического занятия дети знакомятся с историей появления мезенской росписи, рассматривают её элементы и узнают, что они обозначают. Результат занятия – сувенир с фрагментами мезенской росписи, изготовленный своими руками. 10+ |
"Масло и соус на холсте"
|
Для маленьких посетителей музея подготовлено практическое занятие, которое рассказывает о таком виде искусства как графика. В ходе занятия дети знакомятся с графическими работами котласских художников и сами пробуют свои силы в рисовании. Экскурсанты узнают о характерах карандаша, рисуют мелом, сравнивают акварель и гуашь, а в конце занятия раскрашивают общую «картину». 6+ |
Музейный квест «Путешествие во времени»
|
Увлекательное путешествие по залам музея. Участники квеста отправляются по маршруту и, отвечая на вопросы, разгадывают загадки, ребусы, выполняют творческие задания, знакомятся с интересными фактами из истории Котласа. 6+ |
Краеведческий квест «Город, в котором я живу» |
Интересный квест, требующий сосредоточенности и внимания. Команды, выполняя творческие задания, знакомятся с интересными фактами из истории Котласа. Возраст: 10+ |
"Новогодние приключения Маши и Вити" |
Музейное занятие по мотивам любимого советского детского фильма. Герои музыкальной сказки: кот Матвей и Леший, Баба-Яга и Кощей Бессмертный придумали для наших гостей любопытные вопросы: новогодние и исторические, познавательные и шуточные.
Давайте вместе пройдём испытания и погрузимся в новогоднюю атмосферу музыкальной сказки!
6+ |
Квест "Тайны пермских болот" |
Во время путешествия по музейным станциям дети узнают о времени, когда на нашей территории обитали древние звероящеры. Почему звероящеры и динозавры никогда не встречались? Кто нашёл останки этих вымерших животных? С какими трудностями пришлось столкнуться профессору, руководившему палеонтологическими раскопками? Где и почему найденные конкреции закопали обратно в землю?
На эти и многие другие вопросы отвечают экскурсанты, выполняя задания на шести станциях
6+ |
Название |
Описание |
"Новогодние истории"
|
Новогодняя игровая программа с использованием материала по истории края. 6+ |
"Как рубашка в поле выросла"
|
Занятие по мотивам одноименного рассказа К.Д. Ушинского. На занятии дети узнают, как раньше обрабатывали лен и изготавливали из него одежду. В ходе занятия дети познакомятся с народными играми и обрядами.
6+ |
"Как жили люди в прошлом"
|
На занятии речь идет о жизни крестьян, о том, как наши предки обрабатывали землю, что выращивали и как лес и река кормили людей. В ходе занятия дети знакомятся с орудиями труда крестьян, выясняют, какие ягоды и грибы собирали в наших лесах, на кого охотились и какую рыбу ловили. Занятие проходит в игровой форме.
6+ |
"Не было ни гроша, да вдруг алтын"
|
Что такое деньги? Какую роль они играют в жизни человека? И все ли на них можно купить? Тема денег всегда вызывала неподдельный интерес.
На занятии пойдет рассказ о возникновении денежного обращения в Древней Руси, о том, как чеканили проволочные серебряные монеты и какие виды монет ходили на территории нашего государства. Экскурсанты узнают, как рубль и копейка получили свои названия, что такое товарные деньги и почему первые русские монеты называли «чешуйками».
Свои знания экскурсанты проверят в командной игре, отвечая на вопросы и решая занимательные задачи.
12+ |
"Ящеры Амалицкого"
|
Занятие посвящено палеонтологическим раскопкам Владимира Прохоровича Амалицкого, которые проводились в 1899-1914 годах под Котласом. Кандидат биологических наук А.А. Медведев расскажет об истории раскопок, их мировом значении, научном подвиге профессора, сложностях и приключениях во время раскопок. Экскурсанты увидят полноразмерные макеты найденных Амалицким животных, узнают, как жили звероящеры, чем питались, чем отличались от динозавров, познакомятся с Котлассией, Двинией, Двинозавром, а также смогут увидеть кости и зубы мамонта, носорога, камни с отпечатками древних моллюсков.
12+ |
"Котлассия, двинозавр и другие"
|
На музейном занятии дети узнают о древних обитателях котласской земли. Экскурсанты, как настоящие палеонтологи,отыщут косточки древних животных в интерактивной песочнице,соберутих скелеты, изучат черепа; познакомятся с историей раскопок профессора Владимира Амалицкого.
6+ |
"Свет и тень"
|
На занятии рассказывается о естественных и искусственных источниках света. Дети узнают о том, как наши предки освещали свои дома, что такое светец и лучина, из чего делали свечи и как работает керосиновая лампа. Связь света и тени продемонстрирует театр теней, в представлении которого дети примут непосредственной участие.
6+ |
"Семь раз отмерь, один отрежь"
|
Знаете ли вы, как измеряли длину наши предки? Оказывается, на Руси для измерения длины использовали человека, вернее, его части тела – руки, ладони, ноги.
На занятии дети познакомятся со старыми русскими мерами длины, узнают, что такое аршин, вершок, сажень, верста, локоть и пядь, научатся их показывать и использовать для измерения длин реальных предметов. Занятие проходит в игровой форме.
6+ |
Название |
Описание |
"Военные профессии"
|
Чем занимаются разведчик, сапёр и связист? Зачем сапёру лопата? Сколько весит катушка связиста? Почему у разведчика должна быть хорошая память?
На музейном занятии мы узнаем ответы на эти (и не только на эти) вопросы и поговорим о котлашанах – защитниках Отечества.
6+ |
"Редкие военные профессии" ("Военные профессии", ч.2)
|
Занятие в игровой форме знакомит школьников с редкими военными профессиями фронтового кинооператора, слухача, военного переводчика, с историями котлашан—участников Великой Отечественной войны (Вадима Петровского, Бориса Дементьева, Валентины Серовой).
6+ |
"Полный ход"
|
С древнейших времен Северная Двина использовалась в качестве главного транспортного пути Русского Севера. Деревянные барки, могучие буксиры и быстроходные «Ракеты» – это лишь часть судов, которые ходили по этой реке. На занятии речь пойдет о роли Северного речного пароходства в жизни страны, о развитии речного флота и людях, посвятивших ему всю свою жизнь.
Мы узнаем, кого на реке называли судовыми ярыжками, почему пароход прозвали «судном с печкой», что такое бакена и почему их красили в разный цвет? Вспомним основные речные профессии и познакомимся с представителями знаменитых речных династий.
12+ |
"Ящеры Амалицкого"
|
Занятие посвящено палеонтологическим раскопкам Владимира Прохоровича Амалицкого, которые проводились в 1899-1914 годах под Котласом. Кандидат биологических наук А.А. Медведев расскажет об истории раскопок, их мировом значении, научном подвиге профессора, сложностях и приключениях во время раскопок. Экскурсанты увидят полноразмерные макеты найденных Амалицким животных, узнают, как жили звероящеры, чем питались, чем отличались от динозавров, познакомятся с Котлассией, Двинией, Двинозавром, а также смогут увидеть кости и зубы мамонта, носорога, камни с отпечатками древних моллюсков.
12+ |