Контакты


МЫ НАХОДИМСЯ ПО АДРЕСУ:
г. Котлас, ул.Виноградова, 22

РЕЖИМ РАБОТЫ МУЗЕЯ:
Среда - воскресенье:
с 09.30 – 17.00,
обед с 12.30 до 13.00.
Выходные: понедельник, вторник*

ТЕЛЕФОН ДЛЯ СПРАВОК: 8(81837)2-02-88, 2-20-66.

* Организованные группы принимаются в любой день по предварительной заявке.

К 80-летию Котласского речного порта

    До 90-х годов XIX-го столетия пристани Котлас не существовало. Вместо неё перевалочным пунктом и пристанью служила деревня Усть-Курья, расположенная недалеко от деревни Горка на левом берегу Северной Двины, в нескольких километрах от впадения реки Вычегды.

  Через эту деревню проходил старинный Московский тракт на Усть-Сысольск (Сыктывкар). Здесь у неблагоустроенного берега осуществлялась перевалка грузов с суши на суда, баржи и наоборот. Но необходимость вывоза сибирского хлеба в больших объёмах на экспорт через Котлас на Архангельск резко изменила ситуацию в регионе.

  Строительство железнодорожной ветки Пермь–Вятка–Котлас послужило началом развития акватории будущей пристани.

  Для временного хранения хлеба и других сельхозпродуктов построили пакгаузы, зернохранилища, станционные пути протянулись по правому берегу Северной Двины на расстоянии более четырёх километров.

  Пристань переносится из Усть-Курьи в Котлас на правый берег Двины. В страдную пору в Котласе работало до 2 000 грузчиков из местных крестьян. Весной склады пустели. Погрузка в баржи шла прямо с вагонов.


  В 1929 году свою трудовую биографию начал грузчиком пристани Котлас Александр Дмитриевич Тюшев.
Позже Александр Дмитриевич назначен приёмосдатчиком, старшим приёмосдатчиком. В 1939 году участвует в войне с Финляндией, где получил ранение. После возвращения вновь работает приемосдатчиком Котласской пристани на Вычегодской линии. С 1942 по 1961 год переходит приёмосдатчиком, старшим приёмосдатчик Городского участка Котласского речного порта.

  Наибольшее развитие пристань Котлас получила после Октябрьской революции и национализации речного транспорта. Большое внимание уделялось строительству новых сооружений, совершенствованию портово-пристанского хозяйства. Построен на берегу речной вокзал в деревянном исполнении, в следующие годы появляются на городском участке транспортёрные линии. Намечается дальнейшая модернизация портового хозяйства.


  Котласский речной порт сыграл большую роль в годы Великой Отечественной войны в снабжении предприятий страны угольным и лесными грузами. С первых дней войны суда включились в работу по перевозке воинского пополнения, продовольствия, боеприпасов, строительных материалов, импортных и лесных грузов. Осуществлялись перевозки эвакуированного гражданского населения из западных районов страны, раненых бойцов и офицеров, перевозка тысяч людей на оборонные работы.

  По приказу Наркомата Речного флота 18 марта 1942 года Котласская пристань с угольными причалами и Городским участком получает статус Котласского речного порта. Первым начальником порта назначен А.Л. Окулич.

  12 апреля 1942 года Председатель Государственного Комитета Обороны И.В. Сталин направил в адрес Архангельского обкома партии, облисполкома и Северного речного пароходства (т.т. Огородникову, Огаркову, Сабурову) телеграмму: «Помогите окончанию строительства порта Котлас для приёма угля и экспортных грузов».


  Были построены новые временные угольные причалы для одновременной погрузки 2-х судов. В 1942 г. порт имел 14 механизированных установок

  В навигацию 1944 года бригадир фронтовой бригады грузчиков Котласского порта И.В. Дудко предложил способ скоростной разгрузки угольных составов. Благодаря продуманной последовательности операций и рациональной расстановке рабочих бригада за четыре часа перегрузила из вагонов в баржу 360 тонн угля. Шесть грузчиков выполнили работу, на которую прежде требовалось 27 человек.   После войны развитию судоходства, речного судостроения, обновлению портового хозяйства уделяется огромное внимание. Котласский речной порт переживает второе рождение.

  Просматриваются три главных направления грузопотоков и соответствующей их обработки на участках:

* угольное – отгрузка воркутинского угля – Угольный участок
* лесные и строительные грузы – Новая Ветка
* товарно-штучные, продовольственные товары и товары народного потребления – Городской участок.

  Начало угольного участка было положено в 1915 году, когда на Михейков остров от станции Котлас была построена железнодорожная ветка для вывоза каменного угля.



  Здесь организовали временные угольные причалы. Далее поступающий уголь разгружался с барж в вагоны и отправлялся в Петроград и промышленные центры России. Кроме угля перегружались боеприпасы, колючая проволока, хлопок и другие грузы.

  В ноябре 2016 года были выгружены последние 5 вагонов с углем, а в апреле 2017 года Угольный район прекратил своё существование.

  Городской участок образовался на базе пристани Котлас. Специализировался на переработке товарно-штучных грузов. До открытия железной дороги на Великий Устюг и Сыктывкар все народно-хозяйственные грузы в эти города шли через городской участок.







  Начальник участка Бычихин Фёдор Михайлович:

«Сложный участок городской. Шесть причалов – все с временным оборудованием. К зиме оборудование разбирается, вымоста убираются, стояночные баржи уводятся в затон на отстой и ремонт. Весной всё собирается и оборудуется – и так каждую навигацию…»



  В 1970 году сдается в эксплуатацию новый Городской грузовой район порта, что позволило комплексно механизировать перегрузку грузов, в первую очередь за счет перегрузки и дальнейшей перевозки в контейнерах и пакетах. При этом основная часть грузов проходила через грузовой район без переформирования, т.е. ручной труд был сведен к минимуму.







  По страницам газеты «Социалистический Север»:

10.03.1946 г.:

     «Улучшение работы речного порта.
  Наркомат речного флота СССР наметил ряд мероприятий, направленных на улучшение работы Котласского речного порта: механизировать в этом году погрузо-разгрузочные работы и закончить строительство продольных бункеров для транспортёров угольного участка. На Новой Ветке закончится монтаж 4-х линейных ленточных транспортёров длиною 180 метров. Наркомат выделил рейдовому флоту дополнительно пять пароходов: «Рыбинск», «Лассаль», «Лена», «15 лет РККА», «Советский». Направляет в порт инженера-эксплуатационника, экономиста, двух техников-эксплуатационников. В порту будут организованы курсы по подготовке кадров массовых профессий: механизаторов, э/сварщиков, токарей».




18.06.1947 г.:

  «На Вычегодских причалах. На этом месте до Октябрьской революции работали политические ссыльные, тысячами гибли на Вычегодских причалах лучшие сыны народа, перегружая корзинами и носилками уголь с барж в вагоны. Теперь от «угольного фронта» остались одни воспоминания. Теперь здесь угольный участок порта, он полностью механизирован, мощные транспортёры и подъёмный кран выполняют всю тяжелую работу.
  В 1982 году закончена реконструкция района Н. Ветка. Район имеет шесть причалов, предназначенных для перегрузки круглого леса, речного песка, щебня, каменного угля, наволочных и товарно-штучных грузов».




Автобиография Николая Павловича Логинова.

  «Я, Логинов Николай Павлович, родился в 1901 году, в дер. Межник Вондокурского с/совета Котласского района Архангельской обл. (бывш. Вологодской губ.).
  Родители занимались с/хозяйством, мать моя умерла в 1904 году, отец умер в 1906 году, остался на воспитание дедушки и матери не родной, детей всего было четверо, от первой матери я и сестра старше меня.
  В 1909 году поступил в с/школу и окончил в 1913 году, после окончания в мае месяце этого года поступил мальчиком на земмашину №3 МПС, где проработал до осени. Осенью поступил учеником-продавцом в Котласе частному торговцу Сватковскому, где проработал до 1915 года. Весной 1915 года поступил матросом на пароход и работал на разных пароходах до 1919 года включительно. В 1920 году переведен был на конторскую работу в Котласский РУПВОД и работал до 1922 года, в сентябре 1922 года в ряды Советской армии и служил до 1924 год на пароходах СУРПа на должности штурвального, а в зимнее время в затоне на разных работах. С 1930 по 1936 год июнь месяц на счетной работе пристани Котлас, а с 1936 года по настоящее время работал главным бухгалтером Котласского речного порта.

21 ноября 1953 года.
Логинов»


Из трудовой книжки:
Матрос п/х Белогор
1919 – штурвальный п/х Речник
1920–1921 г. – письмоводитель части, личного состава, помощник делопроизводителя.
1924–1929 гг. – маляр п/х Тулубьево, матрос, штурвальный п/х Урицкий.
1929–1937 гг. – счетовод, помощник бухгалтера конторы СРП, бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, главный бухгалтер пристани Котлас.
1942–1961 гг. – главный бухгалтер Котласского порта (25 лет стаж главным бухгалтером)











По страницам газеты «Двинская правда»:
30.10.1973 г.:
«Из линейных предприятий Северного речного пароходства лучших результатов добился коллектив Котласского речного порта (начальник Ю.А. Рябцовский, секретарь парткома Н.Е. Кошутин, председатель портового комитета А.Ф. Шашерин)».



Двинская правда, 08.08.1973 г.:
«Хорошо работает коллектив речного вокзала (руководитель А.Г. Карандашов). Ему присуждено переходящее Красное знамя Северного речного пароходства и Севбаскомфлота»

Под руководством А.Г. Карандашова достраивается и вводится в строй речной вокзал. Новое здание управление порта, совмещённое с конторой городского участка и столовой. Были построены три многоквартирных жилых дома по улице П. Виноградова и детский комбинат.

По страницам газеты «Двинская правда»:

Двинская правда, 23.10.1973 г.:

«Новоселье. По ул. Виноградова сдан в эксплуатацию 125-кв. дом для портовиков Котласа. В минувшее воскресенье в новые квартиры въехали семьи капитанов скоростных судов А.А. Бараева, А.Н. Краева, И.Н. Карачёва, диспетчера Н.А. Сысоева, бригадиров грузчиков порта И.А. Плешкова и Д.В. Яблокова»

Котласский речной порт к 1990 году оставался основным грузообразующим пунктом пароходства. Имел три грузовых района, оснащённых самыми современными механизированными средствами: портальными кранами, малыми средствами механизации, перегрузочными механизмами и высококвалифицированными кадрами.

В 1993 году Котласский речной порт возглавил В.П. Корякин. В этом же году начались организационные, структурные изменения в Северном речном пароходстве, которое было переименовано в Акционерное общество открытого типа. После очередной реорганизации в 1998 году изменился должностной статус В.П. Корякина. Он остался начальником порта и одновременно заместителем генерального директора ОАО «Северное речное пароходство».



По материалам книги Михина В.П. «Речные магистрали Севера» Котлас, 2018 г.». Фотографии, документы из фондов и архива МУК «Котласский краеведческий музей»