Контакты


МЫ НАХОДИМСЯ ПО АДРЕСУ:
г. Котлас, ул.Виноградова, 22

РЕЖИМ РАБОТЫ МУЗЕЯ:
Среда - воскресенье:
с 09.30 – 17.00,
обед с 12.30 до 13.00.
Выходные: понедельник, вторник*

ТЕЛЕФОН ДЛЯ СПРАВОК: 8(81837)2-02-88, 2-20-66.

* Организованные группы принимаются в любой день по предварительной заявке.

Первые подводники - уроженцы Котласа и Котласского района и подводники
периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

  Котлашане служили на подводных лодках в первую мировую и в Великую Отечественную войну, защищали рубежи нашей Родины на дизельных и атомных подводных лодках в послевоенное время.

  Первый котласский подводник Николай Кириллович Евтюков родился в деревне Рогозинская Метлинской волости Сольвычегодского уезда. В 1901 году по обету был отправлен родителями на год в Соловецкий монастырь, по пути впервые совершив морское плавание. В 1903-1904 годах работал на лесопильном заводе в Архангельске, в 1905-1908 годах – матросом и кочегаром на речных и морских пароходах. В 1908 году призван в военно-морской флот, в 1909 году зачислен в минно-машинную школу Балтийского флота. Проходил обучение на судах учебно-минного отряда: транспорте «Николаев», эскадренном миноносце «Доброволец», крейсере «Адмирал Корнилов». По окончании минно-машинной школы в 1910 году переведён во Владивосток, где 20 августа зачислен на подводную лодку «Щука» , на которой служил до 1913 года. В 1913 году демобилизовался и вернулся в Архангельск, но в 1914 году призван на Первую мировую войну.
  Сначала служил на Балтийском флоте на транспорте обеспечения подводных лодок «Полярис» и канонерской лодке «Храбрый», в 1915 году назначен на подводную лодку «Акула», но вскоре переведён на подводную лодку «Крокодил» старого типа «Кайман».
  Ему повезло: «Акула» не вернётся с боевого задания в том же 1915 году. В 1916 году «Крокодилу» довелось попасть под перекрёстный обстрел немецкой эскадры и русских береговых батарей. Лодку спасло срочное погружение: как сказано в воспоминаниях моряка, «необходи- мость заставила сесть на дно морское». В 1916 году устаревший «Крокодил» был выведен из боевого состава флота, и далее Николай Кириллович служил на базе подводных лодок типа «АГ» – транспорте «Оланд», где в соответствии со специальностью минного машиниста занимался подготовкой торпед. Являлся свидетелем трагической гибели подводной лодки «АГ-15». В январе 1918 года демобилизовался и вернулся в родные края, работал в лимендском затоне. Во время Гражданской войны служил машинистом парохода Северо-Двинской военной речной флотилии «Внучата» (позже – «Прибой», «Лизогуб»), использовавшегося как буксировщик плавбатарей, неоднократно участвовал в боях с интервентами и белогвардейцами. Затем вернулся в родную деревню, трудился в колхозе, с 1937 года поселился в Лименде и работал механиком на пароходах и земснарядах. В 1946 году вышел на пенсию, скончался в 1966 году.

  В годы Великой Отечественной войны на фронте применялись подводные лодки разных типов.

  В боевых действиях на море участвовали 30 средних подводных лодок серии С «Сталинец».


  За боевые заслуги двум подводным лодкам присвоены гвардейские звания и шесть награждены орденом Красного Знамени.

  Старшим рулевым на подводной лодке «С-12» Краснознамённого Балтийского флота служил Павел Александрович Жулин.  
X
  ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЖУЛИН (19.01.1918 г.р.)

  Место рождения: д. Острецово Ново-Никольской волости Грязовецкого уезда Вологодской губернии (ныне территория Вологодской области).
  Призван на военную службу в сентябре 1938 года Котласским райвоенкоматом.
  Место службы: 1-я бригада подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, подводная лодка «С–12», старший краснофлотец, старший рулевой.
  Награды: орден Красного Знамени (1942), медаль «За оборону Ленинграда» (1943).
  Участник снятия блокады Ленинграда. Дважды ранен (1943, 1944 г.), демобилизован по ранению в мае 1944 года.
  В 1952 году окончил Великоустюгское речное училище по специальности «Судовождение». Жил в Котласе, работал в Северном речном пароходстве. Трудовые награды: орден Октябрьской революции, медали «За доблестный труд», «Ветеран труда».






















  Самым многочисленным типом средних подводных лодок Великой Отечественной войны были «Щуки».

  Из сорока четырёх воевавших лодок этого типа погибла тридцать одна. Шесть подводных лодок типа «Щ» стали гвардейскими, одиннадцать награждены орденом Красного Знамени.

  Во время Великой Отечественной войны на «Щуках» служили котлашане:

  - Сергей Иванович Брызгалов  
X

  СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ БРЫЗГАЛОВ (1911 – 21.09.1944)

  Место рождения: Метлинская волость Сольвычегодского уезда Северо-Двинской губернии (ныне территория Котласского района Архангельской области).
  Призван на военную службу 21 июля 1941 года Октябрьским райвоенкоматом (Архангельск).
  Место службы: бригада подводных лодок Северного флота, гвардейская Краснознаменная подводная лодка «Щ–402», гвардии старшина 1-й статьи, командир отделения рулевых.
  Награды: орден Отечественной войны 2 степени (16.04.1943), орден Красной Звезды (22.12.1943).
  Место гибели: у берегов Норвегии в районе Гамвика. 21 сентября 1944 года экипаж самолёта-торпедоносца «Бостон» 36-го минно-торпедного авиационного полка Северного флота по ошибке потопил подводную лодку торпедой.





















(подводная лодка «Щ-402», командир отделения рулевых);
  - Николай Афанасьевич Долгополов  
X
  НИКОЛАЙ АФАНАСЬЕВИЧ ДОЛГОПОЛОВ (1909 – 14.08.1942)

  Место рождения: д. Шопорово Приводинской волости Великоустюгского уезда Северо-Двинской губернии (ныне территория Котласского района Архангельской области).
  Призван на военную службу в 1931 году. После учебы в школе связи направлен радистом на подводную лодку. Остался на сверхсрочную службу. Окончил политшколу и назначен комиссаром на подводную лодку «Щ –402».
  Место службы: бригада подводных лодок Северного флота, подводная лодка «Щ–402», старший политрук.
  Награды: орден Красной Звезды (1942).
  Девять боевых походов совершил Николай Долгополов на «Щ-402». Во время десятого похода 14 августа 1942 года произошёл взрыв аккумуляторных батарей, в результате которого погибла группа моряков. Среди них – старший политрук Долгополов. Лодка вернулась на базу, погибшие моряки были похоронены в братской могиле г. Полярный.
  В 1962 году переулок Садовый поселка Приводино был переименован в улицу имени Н. А. Долгополова. 14 мая 2015 года в память Николая Афанасьевича Долгополова установлена мемориальная доска в поселке Приводино, на улице его имени.





















(подводная лодка «Щ-402», старший политрук);
  - Александр Иванович Клепиков  
X
  АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КЛЕПИКОВ (1920 – 1942)

  Место рождения: д. Слуда Удимской волости Великоустюгского уезда Северо-Двинской губернии (ныне территория Котласского района Архангельской области).
  Призван на военную службу в 1941 году Котласским райвоенкоматом.
  Место службы: бригада подводных лодок Северного флота, краснофлотец, подводная лодка «Щ –401».
  Место гибели: Баренцево море, у о.Фулей. Лодка совершила 8 боевых походов, проведя в них 127 суток. 26 апреля 1942 года экипаж не ответил на вызов берега. Точная причина гибели «Щ-401» неизвестна.
















(подводная лодка «Щ-401», краснофлотец);
  - Афанасий Иванович Поспеловский  
X
  АФАНАСИЙ ИВАНОВИЧ ПОСПЕЛОВСКИЙ (1915 – 20.06.1942)

  Место рождения: п. при ст.Котлас Северо-Двинской губернии (ныне – город Котлас Архангельской области).
  Призван на военную службу в 1937 году Соломбальским райвоенкоматом.
  Место службы: Черноморский флот, подводная лодка «Щ–214», старшина 1-й статьи, электрик.
  Место гибели: Черное море, у мыса Ай-Тодор.
  Подлодка «Щ–214» была потоплена итальянским торпедным катером MAS-571. 38 членов экипажа погибли, двое взяты в плен.
















(подводная лодка «Щ-214», электрик);
  - Дмитрий Дмитриевич Трубин  
X
  ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ТРУБИН (1915 – 30.04.1943)

  Место рождения: п. при ст. Котлас Великоустюгского уезда Северо-Двинской губернии (ныне– город Котлас Архангельской области).
  Призван на военную службу в 1937 году Великоустюгским райвоенкоматом.
  Место службы: Краснознамённый Балтийский флот, подводная лодка «Щ –323», старшина 1-й статьи, командир отделения трюмных машинистов.
 Награды: орден Красной Звезды (1941).
  Место гибели: Финский залив.
  «Щ-323» затонула 1 мая 1943 года в Морском канале напротив Петергофа после подрыва на донной неконтактной мине. Катер, следовавший рядом с подлодкой, подобрал из воды трех тяжелораненых. Пятеро, находившихся на мостике в момент взрыва, сразу погибли. Шестнадцать человек из концевых отсеков остались живы. Произведя отстрел торпеды, моряки начали подготовку к выходу из аварийной лодки через торпедный аппарат. Первым вышел наверх главный старшина Дмитрий Трубин. Разведав обстановку, он вернулся на лодку, после чего люди один за другим начали выходить из подводной лодки в спасательных аппаратах. Немцы, заметив плавающих в воде людей, открыли артиллерийский огонь. Общие потери экипажа подводной лодки составили 39 человек
  На Васильевском острове Петербурга расположен мемориал погибшим подводникам «Щ-323». На постаменте выбито и имя Дмитрия Трубина.
















(подводная лодка «Щ-323», командир отделения трюмных машинистов).

  Для долгих одиночных, автономных походов предназначались подводные лодки типа К «Крейсерские».


Лодки этого типа стали самыми крупными подводными лодками ВМФ СССР в тот период.
  Командиром отделения торпедистов на подводной лодке «К-23» служил Степан Фёдорович Низовцев.  
X
  СТЕПАН ФЁДОРОВИЧ НИЗОВЦЕВ (1915 –12.05.1942)

  Место рождения: д. Шипицыно Удимской волости Великоустюгского уезда Северо-Двинской губернии (ныне территория Котласского района Архангельской области).
  Призван на военную службу в 1937 году Котласским райвоенкоматом.
  Место службы: бригада подводных лодок Северного флота, подводная лодка «К –23», старшина 2-й статьи, командир отделения торпедистов.
  Награды: орден Красной Звезды (22.02.1942).
  Место гибели: Баренцево море, 45 миль к северу от м. Нордкин (предположительно).
  12 мая 1942 года К-23 атаковала вражеский конвой, а затем вступила в бой с тремя противолодочными кораблями. Силы оказались неравными, и пытавшаяся уйти в подводном положении лодка была потоплена глубинными бомбами. В этом боевом походе участвовал и прославленный подводник, командир первого дивизиона бригады подводных лодок Северного флота Герой Советского Союза Магомет Гаджиев. Ему приписывают фразу: «Нигде нет такого равенства, какое существует на подводной лодке, где все или побеждают, или погибают». Фраза оказалась пророческой: из находившихся на борту К-23 не уцелел никто.


















  12 мая 1942 года «К-23» атаковала вражеский конвой, а затем вступила в бой с тремя противолодочными кораблями. Силы оказались неравными, и пытавшаяся уйти в подводном положении лодка была потоплена глубинными бомбами. В этом боевом походе участвовал и прославленный подводник, командир первого дивизиона бригады подводных лодок Северного флота Герой Советского Союза Магомет Гаджиев. Ему приписывают фразу: «Нигде нет такого равенства, какое существует на подводной лодке, где все или побеждают, или погибают». Фраза оказалась пророческой: из находившихся на борту «К-23» не уцелел никто.

  Дивизионным торпедистом в бригаде подводных лодок Северного флота служил Борис Николаевич Белых.  
X
  БОРИС НИКОЛАЕВИЧ БЕЛЫХ (14.01. 1920 г.р.)

  Место рождения: д. Малое Соколово Андреевской волости Сольвычегодского уезда Северо-Двинской губернии (ныне территория Котласского района Архангельской области).
  Призван на военную службу в 1941 году Сольвычегодским райвоенкоматом.
  Место службы: бригада подводных лодок Северного флота, старшина 1-й статьи, гл.старшина, торпедист 4-го дивизиона подводных лодок.
  Награды: орден Красной Звезды (04.09.1943), орден Отечественной войны 2-й степени (1985), медаль «За оборону Советского Заполярья» (1945), медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946).
  После демобилизации с 1948 года работал в СМП-222 (Лимендский стройучасток). Награждён медалью «За доблестный труд» (1970).


















  Конечно, это неполный список наших земляков-подводников, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны. Музей продолжает работу по сбору информации о котлашанах-героях одной из самых сложных в мире профессий, о моряках-подводниках.

  Если Вы располагаете какой-либо информацией по данной теме, напишите нам на электронную почту (kmuzey@yandex.ru) или позвоните 8(81837)2-02-88.