Контакты


МЫ НАХОДИМСЯ ПО АДРЕСУ:
г. Котлас, ул.Виноградова, 22

РЕЖИМ РАБОТЫ МУЗЕЯ:
Вторник – четверг, воскресенье:
с 09.30 – 17.00,
обед с 12.30 до 13.00.

Понедельник: с 11.30 – 19.00,
обед с 14.30 до 15.00.

Выходные: пятница, суббота.

ТЕЛЕФОН ДЛЯ СПРАВОК: 8(81837)2-02-88, 2-20-66.

Выставка одного экспоната



РЕЗЬБА ПО КОСТИ

№2545 Мыльница из кости сувенирная.
6,5х8,5 см. Кость, резьба.
Надпись «Ломоносово 1970 г. Амосов С.». XX вв.
Из коллекции предметов из фондов музея декоративно-прикладного искусства Севера Котласского педучилища.
Дар Котласскому краеведческому музею от В. В. Голубевой в 1988 г.




№8766 Заколка для волос.
7,3х2,4 см. Кость, цветная гравировка.
Автор – Л. М. Буторина. С. Ломоносово Холмогорского р-на, 1970-е годы.
Семья Буториных работала на косторезной фабрике (1960–1970-е годы). Их работы находятся в Музее изобразительных искусств в Архангельске, в Санкт-Петербурге.
Дар Котласскому краеведческому музею от М. Г. Коровинского в 2000 г.




   В 1930 году с целью возрождения древнего косторезного промысла в селе Ломоносово Холмогорского района Архангельской области была организована трёхгодичная школа резьбы по кости, а позже и Холмогорская косторезная артель имени М. В. Ломоносова, в дальнейшем преобразованная в фабрику художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова. В середине XX века на фабрике работали художники Н. Д. Буторин и Л. М. Буторина. Их произведения находятся в крупных музеях Архангельска и Санкт-Петербурга. Лилия Михайловна Буторина является автором миниатюрной костяной заколки, которая экспонируется в Котласском краеведческом музее благодаря отцу художницы – М. Г. Коровинскому, принёсшему в музей произведение своей талантливой дочери.
   НВ нашем музее хранится мыльница, вероятнее всего также изготовленная на Ломоносовской фабрике в 1970 году. Изображение на ней выполнено в невысоком рельефе. Небольшая по размеру и изящная, мыльница привлекает лаконизмом выразительных средств, чётким и простым контуром рисунка, лёгкостью композиции.
   Этот предмет передала в музей в 1988 году Валентина Васильевна Голубева, преподаватель Котласского педагогического училища. Учащиеся педучилища в своё время участвовали в создании общественного музея декоративно-прикладного искусства Севера, ездили в близлежащие деревни и привозили многочисленные предметы быта, домашнюю утварь, одежду, которые впоследствии пополняли фонд музея училища.
   Народный художественный промысел Холмогорская резьба по кости получил своё развитие в XVIII веке. Но еще в XVI–XVII вв. на Севере добывались моржовые клыки, называемые в старину рыбьим зубом и являвшиеся настолько ценным материалом, что в 1649 году при царе Алексее Михайловиче даже вышел специальный указ о запрете на торговлю моржовой костью: «На всех торгах велено отбирать рыбий зуб и отсылать в казну» (1).

  Моржовая кость, а также бивни мамонта, слона, зуб кашалота, – всё это благородная кость, – служили для изготовления пользовавшихся спросом в среде дворянства резных изделий, таких как кубки, вазы, табакерки, коробочки, медальоны, кресты, иконки и многое другое. Простые незатейливые вещи (заколки, гребни и т.п.) мастера могли резать из цевки – менее знатной кости крупного рогатого скота.
  Но каждый предмет отличался искусным тонким орнаментальным узором. Особенно славились в конце XVI–XVII вв. своим умением северные мастера – холмогорские, сольвычегодские и великоустюгские резчики. На протяжении нескольких столетий они создавали выразительные изделия, в которых находили отражение ведущие художественные стили.
(1) Попова О. С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. – М.: Знание, 1984. – 144 с. – с. 92.
















М. В. Цвеченко, зав. отделом информационных систем
Котласского краеведческого музея

По материалам заметки, опубликованной в газете «Двинская правда» №149 от 9 октября 2013 г.

<<< Назад