Контакты


МЫ НАХОДИМСЯ ПО АДРЕСУ:
г. Котлас, ул.Виноградова, 22

РЕЖИМ РАБОТЫ МУЗЕЯ:
Вторник – четверг, воскресенье:
с 09.30 – 17.00,
обед с 12.30 до 13.00.

Понедельник: с 11.30 – 19.00,
обед с 14.30 до 15.00.

Выходные: пятница, суббота.

ТЕЛЕФОН ДЛЯ СПРАВОК: 8(81837)2-02-88, 2-20-66.

Воспоминания участников
Великой Октябрьской социалистической революции



Воспоминания Пономарёва Н.Е. - участника Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года


   Станция Котлас Пермской железной дороги находится на берегу многоводной реки Северной Двины. Котлас имеет водное сообщение по трем направлениям: 1. Котлас – Архангельск – Мурманск; 2. Котлас – Великий Устюг – Вологда; 3. Котлас – Яренск – Сысола.
   В дореволюционное время ст. Котлас имела большое развитие станционных путей по берегу реки С. Двина к пристаням и дамбе, а также к зернохранилищам и маслохранилищам. Кроме того была построена ветка протяжением 9 верст до станции Вычегда, где также имелось большое развитие станционных путей. На ст. Вычегда находится затон водного транспорта и мастерские для ремонта пароходов и барж.
   Котласская ветка в дореволюционное время имела большие перегоны между станциями, расстоянием до 30 верст. Станция Котлас была конечная станция. В районе Котласа никаких промышленных предприятий не было.
   Грузопоток был большой до 12 пар поездов в сутки. Груз шел не только для населения нашей страны, но и за границу для Англии, Франции, Германии и других стран. Из Сибири везли пшеницу, масло топленое, с Урала пиломатериалы. В летнее время грузы из вагонов сразу перегружали на баржи, а зимой выгружали из вагонов в зернохранилища и маслохранилища. Для перегрузки грузов в Котласе находились иностранные представители, которые пользовались большими привилегиями, выезжали куда хотели, делали все, что хотели бесконтрольно.
   В 1913 году английские инженеры производили изыскания для постройки железных дорог Котлас – Сорока и Котлас – Ухта – Воркута. Для изыскателей все потребные инструменты Управление Пермской ж. д. высылало в Котлас в адрес 16 – го участка службы пути, а последний выдавал им.
   В июне 1914 года сгорело 12 зернохранилищ с пшеницей, пшеница горела целую неделю, никто пожар не тушил и никого посторонних близко к пшенице не допускали. В течение трех лет построили взамен сгоревших 14 зернохранилищ. После пожара немецкий представитель из Котласа выехал.
   Котлас было маленькое село с прилегающими к нему деревнями: Жерноково, Котлас, Устье Петрухоньской и Овечкино. Все перегрузочные работы производились временными рабочими за очень низкую плату.
   С конца 1914 года по 1917 год поступал из Англии уголь антрацит, который шел через Архангельск, в Архангельске перегружался с морских судов на речные и выгружался на ст. Вычегда в бункера, а потом грузили в вагоны. Перегрузкой угля руководила специальная перегрузочная комиссия. Все подмостки для выгрузки угля из барж на берег и погрузки в вагоны Управление дороги возложило производить на 16 участков службы пути.
   В начале навигации 1917 года в Котлас поступило снарядов около одного миллиона пудов, эти снаряды были сложены в зернохранилищах ст. Котлас. На всем протяжении Котласской ветки /450 верст/ на главном пути с постройки дороги лежали рельсы легкого типа 18 фунтов в погонном футе, а на многих станционных путях лежали рельсы типа IV – а. Участок службы пути в дореволюционное время имел большую нужду в рельсах легкого типа, на все просьбы участка Управление дороги не обращало внимания. В дореволюционное время на ст. Котлас было два жандарма и в деревне Петрухинской пристав и 10 полицейских.
   В 1913 году рабочие депо Котлас устроили маевку в лесу, собирались на нее по одному – два человека, каждый принес водки, стакан и закуски, все это было сложено на салфетке, только хотели объявить, что беседа открыта, как вдруг с разных сторон вышли из леса два жандарма и четыре полицейских.
   В результате маевки пришлось наливать водку и угощать всех, в том числе жандармов и полицейских. Маевка была сорвана. Жандармы очень сильно следили за рабочими депо. Начальник депо Котлас Климов в депо ходил редко, а когда придет в депо всякий раз избивал рабочих человек пять – шесть, своей тростью, на которой был серебряный набалдашник. При появлении Климова в депо, в след за ним приходил жандарм. Вскоре после февральской революции рабочие депо пригласили Климова в депо и вывезли его из депо на тачке. Климов в тот же день выехал из Котласа и больше не появлялся в Котласе.
   В середине 1917 года в Котласе начала организовываться коммунистическая партия большевиков, которая выступила против выборов в учредительное собрание и голосование взяла в свои руки.
   На железной дороге организацией коммунистической партийной организации руководил Василий Иванович Валуев / ныне пенсионер Управления Свердловской ж. д./ Котласская партийная организация была крепкой и помогала партийной организации Великого Устюга. В этом городе меньшевики не допускали коммунистов в городские и другие советы депутатов трудящихся, а также и в районные советы.
   Весной 1918 года Коммунистическая партия Великого Устюга обратилась к коммунистам Котласа с просьбой об оказании помощи. Коммунисты Котласа откликнулись на просьбу, собрали митинг железнодорожников и водников, на котором выступили коммунисты и призывали всех партийных и беспартийных оказать помощь. Желающих оказалось очень много. Сбор был назначен в 2 часа утра у партийного комитета железной дороги. Всем собравшимся - каждому выдали винтовку и по несколько патронов. Водники предоставили пассажирский пароход, на который с трудом вместились все отъезжающие.
   По прибытии в Великий Устюг в 12 часов дня мы направились к центру города, где собрался митинг из населения города. Митинг не открывали пока мы не пришли. По прибытии митинг открыли. Выступили местные коммунисты и объяснили положение, что меньшевики не допускают их в советы. Тогда выступили котласские коммунисты с требованием удаления меньшевиков, после этого не один меньшевик не выступил против. В конце митинга были выдвинуты кандидаты в Горсовет. С этого дня коммунисты В. Устюга взяли в свои руки руководство Горсоветом и другими организациями.
   В Великом Устюге мы пробыли 2 дня, так как коммунисты В. Устюга боялись выступления меньшевиков. Мы вернулись в Котлас на 3 день.
   В Июле 1918 года образовалась Северо – Двинская губерния, в которую вошли пять Северо – волостных уездов старой Вологодской губернии.
   15 июля 1918 г. в Великом Устюге был созван учредительный съезд советов пяти уездов, на котором присутствовали и котласские большевики.
   В Велико – Устюгский губернский исполнительный комитет было выбрано значительное количество котласских коммунистов и большевиков.
   Через несколько дней после поездки в В.Устюг поступила просьба от Сольвычегодских коммунистов об оказании им помощи в ликвидации Коряжемского монастыря, они кроме людей просили и оружие. Котласские коммунисты и Горсовет дали согласие и отправили 100 человек во главе с председателем Горсовета т. Дудниковым. Для поездки водники предоставили пассажирский пароход.
   По прибытии в монастырь вместе с Сольвычегодскими товарищами, монахи во главе с настоятелем монастыря оказали вооруженное сопротивление, несколько человек оказались убитыми. В самый разгар борьбы около двух десятков монахов присоединились к приезжим и в первую очередь обезоружили настоятеля монастыря и руководящих лиц. После этого все рядовые монахи сложили оружие. 6 человек главарей были взяты на пароход под строгую охрану. С помощью монахов в старом и новом храмах обнаружены большие суммы денег, вместо престолов были склады с бочками красного вина, в стенах алтаря обнаружены секретные кладовые, в которых найдено много промтоваров, парчи, продуктов питания, вина и рыбы. Один из монахов сообщил, что в святом колодце очень много находится тюков мануфактуры, которую сразу достали.
   В распоряжении монастыря находилось большое хозяйство, очень много лошадей, коров, быков, овец и т. д. Для сохранения этого хозяйства Сольвычегодские коммунисты монахов оставили рабочими, а для руководства ведения хозяйства выделили коммуниста.
   Котласские коммунисты привезли несколько тюков мануфактуры, которая продавалась в магазинах.
   Привезенные шесть человек монахов были расстреляны на маленьком островке против Котласа.
   При возвращении солдат с фронта многие везли с собой винтовки, револьверы и патроны к ним, а также золотые, серебряные вещи. Для отобрания оружия была организована дружина, которая каждый поезд, на котором ехали солдаты, встречала и отбирала оружие.
   Запасы угля в Котласе были очень малы, не более чем двухнедельные. В дореволюционное время часто не хватало угля, паровозы заправлялись дровами, а в революционное время, и в особенности, во время колчаковского фронта, снабжение углем совершенно прекратилось. Лесозаготавительные участки тоже отказались дать дров, так как они отгружали дрова исключительно для снабжения Петербурга и Москвы. В это трудное время Сольвычегодские коммунисты мобилизовали торговцев и другие слои населения и направили их в Котлас на заготовку дров.
   Котласский горсовет мобилизовал для этого также местное население деревень. На заготовку дров временами посылали и железнодорожных рабочих. Заготовленные дрова были сырые, в топках паровозов горели плохо, пар падал и поезда останавливались на перегонах по несколько раз.
   Запасных частей паровозов и вагонов не было, ремонтировались старые. Несмотря на тяжелое положение с запасными частями срыва отправки поездов не было. Рельсов и скреплений в запасе не было, разбирались малоэксплуатируемые боковые станционные пути. Костыли и болты изготавливались в путейских мастерских.
   В начале мая 1918 года в Котласе уже не было ни одного иностранного представителя по перегрузке грузов, идущих за границу, последним уехал английский представитель. В конце июля или в начале августа 1918 года неожиданно для котласских жителей распространился слух, что на двух пароходах едут Архангельские большевики. Архангельск занят английскими войсками. Котласские коммунисты предложили архангельским большевикам остановиться и дать сопротивление английским войскам. Архангельские большевики не приняли это предложение и неожиданно выехали в В. Устюг. В В. Устюге им также предложили остановиться и предлагали помощь для оказания сопротивления английским войскам, но они выехали в Вологду. Почему они так сделали не выяснено.
   На следующий день было получено известие, что английские войска заняли на Северной Двине поселок Березники, а канонерка с войсками движется по реке С. Двине в сторону Котласа.
   Через несколько дней из Вологды пришли два пассажирских парохода на них были командиры и красноармейцы. От котласских руководителей они потребовали немедленно сколотить плот, чтобы на него можно поставить пушку, плот из бревен был сделан и скреплен рельсами и костылями, по средине плота были настланы половые доски, после этого на плот поставили пушку, через несколько минут подошел буксирный пароход, взял плот на буксир и повел вниз по Двине навстречу английским войскам.
   На один из пассажирских пароходов, прибывший из Вологды было погружено все оружие, какое только имелось в Котласе.
   Особую роль в защите Котласа сыграл заместитель председателя Архангельского губисполкома Павлин Виноградов. Возглавляемый им небольшой отряд оказал мужественный отпор интервентам, рвавшимся к Котласу. В этой операции Павлин Виноградов потопил кононерку и героически погиб. Он был убит выстрелом из судового орудия интервентов.
   В середине зимы 1918 -19 г. привезли в Котлас пленных англичан 2-х человек. Один из них, оказалось, был представитель по перегрузке грузов идущих в Англию. Председатель Горсовета стал допрашивать пленных, они оба качают головами, что якобы не знают русского языка, когда пригрозили их, тогда один из них говорит по-русски – «Господин Дудников, я все расскажу», - все рассказал про фронт, ему задали вопрос, а где взял карту, он сказал, что в 1913 году им были наняты русские инженеры, которые проводили работу в течение 2-х лет и составили карту от Мурманска до города Сысола. В Англии ее размножили.
   После допроса пленных повели в арестное помещение, по дороге обоих убили.
   Вскоре после привода пленных приехал с фронта красноармеец и сообщил, что англичане и белогвардейцы фронт прорвали и продвинулись очень далеко, по расчетам председателя Горсовета до Котласа осталось не более 120 верст. Печальнее всего сообщил, что осталось на фронте конюхов, кашеваров, командиров и красноармейцев всего 100 человек. Оружия осталось винтовок 50, из них одна негодная, револьверов три, один из них негодный, патронов винтовочных до 10 штук, для револьверов ни одного патрона, лошадей 5, продовольствия и фуража на 5 дней.
   Немедленно было собрано общее городское партийное собрание с участием членов Горисполкома. Собрание постановило немедленно послать на фронт 20 коммунистов, 100 человек беспартийных. Предложили начальнику станции Котлас сформировать поезд из 2-х пассажирских вагонов для поездки делегатов в Москву к В. И. Ленину. В делегацию вошли комиссар города, машинист депо Котлас и от водников командир парохода и помощник начальника станции Котлас, таковой руководил движением поезда.
   По возвращении делегации в Котлас был собран митинг, на котором делегаты рассказали, как В. И. Ленин их принял. В первую очередь велел накормить, напоить чаем. В. И. Ленин интересовался, как в Котласе проводится Советская власть, делегация рассказала, что Советскую власть Котлас держит крепко и даже помогает укреплять Советскую власть в В.Устюге, а также рассказали ликвидацию Коряжемского монастыря. Такие действия В. И. Ленин одобрил и сказал, что и в дальнейшем друг другу надо помогать. В конце беседы В. И. Ленин обещал дать фронту помощь людьми и оружием.
   Вскоре в Котлас прибыл эшелон с красноармейцами в полном вооружении с пушками и конницей. Нужно было переправить их через реку С. Двину. В ней вода поднялась уже высоко, а на середине реки стоял лед шириной около версты.
   Комиссар эшелона предложил лед разбить снарядом из пушки. Пушка была погружена на свободную платформу, паровозом подана на пристанские пути к самой реке, из пушки выстрелили, и на середине льда снарядом пробило дыру, а лед как стоял, так и остался стоять. Тогда решили поехать в затон Вычегда, взять две баржи и пароход, погрузить все в баржи, пароход поведет, а впереди его пойдут люди и будут взрывать лед. По прибытии в контору затона командир эшелона потребовал от начальника затона дать пароход и две баржи, чтобы переправить через Двину воинскую часть. Начальник затона категорически отказал на основании того, что лед крепкий сломает пароход и баржи и принесет убытки водному транспорту. После этого пошли в мастерские к рабочим и матросам пароходов. На митинге начальник затона выступил и сказал, что не выпустит из затона парохода, баржи, ему задали вопрос, а если придут белые, тогда дашь пароход, он ответил, что белые такие же люди и с ними лучше сговориться, чем с вами. Комиссар части выстрелил из револьвера и убил его. Один из матросов сказал командиру части «давайте сюда эшелон и будем переправлять». Эти слова были подхвачены остальной массой.
   На выходе из затона парохода с баржами оказалось, что небольшой участок реки был очищен ото льда и пароход баржи без всяких трудностей доставил на другой берег, воинскую часть благополучно выгрузили на берег. С этого времени армия фронта пополнялась своевременно. Через несколько дней прибыли поездом самолеты с летчиками и оружием при них.
   В Котлас прибыл уполномоченный от В. И. Ленина и с ним два подрывника, чтобы в случае крайней необходимости взорвать котласские склады боеприпасов и оружия, но не оставлять их в руки врага.
   В это время Колчак нажимал на г. Глазов. Из управления дороги были получены телеграммы, все излишние материалы и запчасти к паровозам и вагонам эвакуировать в Николо-Полому и Буй. Оставить запас только на месяц. Немедленно началась отгрузка. Через несколько дней из управления жел. дороги получена телеграмма - ускорить эвакуирование материалов и запчастей паровозов и вагонов, оставить запас толькона две недели, остальное все отправить. В кладовых службы пути жел. дороги материалов было много, погрузка материалов в вагоны проводилась день и ночь. Через день была получена третья телеграмма, ускорить эвакуацию, запас материалов оставить только на неделю, остальное отправить.
   Всему населению Котласа, прилегающих деревень было предложено немедленно эвакуировать всех женщин с детьми и вещами. Оставить в Котласе и деревнях только лиц работающих на железной дороге и водном транспорте и необходимые вещи с ними.
   По прибытии на фронт воинской части фронт находился в 80 верстах от Котласа.
   По прибытии на фронт воинской части все железнодорожники были возвращены к месту своей работы.
   Возвратившиеся с фронта рассказывали, что по прибытии на фронт членов партии и беспартийных командир отряда выстроил их и сказал, что оружия нет, оружие нужно взять у врага. Сегодня ночью пойдем в наступление и будем оружие доставать. Ночью нас выстроил командир сказал, что вот лежит куча березовых палок, каждый, кто пойдет из прибывших должен взять березовую палку, с этими палками пошли в наступление. Командир нас привел в лес и сказал, что через полсотни сажень есть в горе у белых блиндаж, в нем есть оружие.
   Подошли к блиндажу, охрана блиндажа вся спит, всех сняли, оружие их взяли и заставили охранять, которые пришли с палками. Находящиеся белые в блиндажах были уничтожены. Вывезли из блиндажа большое количество винтовок и патронов к ним, много продовольствия. Лошади для перевозки были подготовлены. Вся охрана перешла на сторону красных.
   Когда прогнали Колчака за Пермь, котласские железнодорожники сотни платформ бревен погрузили и отправили для восстановления мостов через реки Чепца, Кама и другие. Бревна брали из переплавленных плотов по рекам Вычегде и Малой Двине.

<<< Назад