Контакты


МЫ НАХОДИМСЯ ПО АДРЕСУ:
г. Котлас, ул.Виноградова, 22

РЕЖИМ РАБОТЫ МУЗЕЯ:
Вторник – четверг, воскресенье:
с 09.30 – 17.00,
обед с 12.30 до 13.00.

Понедельник: с 11.30 – 19.00,
обед с 14.30 до 15.00.

Выходные: пятница, суббота.

ТЕЛЕФОН ДЛЯ СПРАВОК: 8(81837)2-02-88, 2-20-66.

Выставка одного экспоната



Прялки борецких и пучужских крестьянок

№239-1 Прялка расписная.
Высота 96 см., длина донца 53 см.
Материал: дерево.
Предмет поступил из Народного городского музея в 1979 году.


   В фондах МУК «Котласский краеведческий музей» с 1979 года хранится переданная Н. И. Прядиловым прялка, отличающаяся тонким изящным рисунком и яркостью цвета, характерными для пучужской росписи.

   Прялка с древних времён выступала в роли мужского начала. Всегда изготавливалась мужчиной и была традиционным мужским подарком дочери, невесте, жене, считавшейся олицетворением женского начала в процессе прядения.
   Некоторые исследователи говорят о связи русской прялки с культом плодородия, приводя в пример традицию крестьянских женщин на Масленичной неделе «в чистый Понедельник кататься на донцах, чтобы лён уродился» . На Святки же парни отбирали у девушек прялки и «хоронили», поскольку прялка символизировала собой начало святочных дней, когда не разрешалось прясть и ткать.
   Для того, чтобы хозяюшка не скучала за монотонной работой прядения, художник наряжал прялку в резной узор или расписывал.
   В Котласском районе не было ярко выраженного типа росписи прялок, крестьяне заимствовали мотивы росписей из других северных районов (ракульская, шенкурская, ранний Борок, борецкая, пермогорская, пучужская, нижнетоемская росписи).
  Нижнетоемская, пучужская и борецкая росписи – единый вид северодвинской белофонной росписи – были распространены в деревне Первая Жерлыгинская (Верхнетоемский р-он), селе Пучуга (Верхнетоемский р-он), деревне Скобели (Виноградовский р-он). Существует предположение, что когда-то здесь существовал один центр росписи – деревня Борок. Позднее рядом возникли ещё два центра – Пучуга и Жерлыгинская, чья роспись отличалась от борецкой незначительными деталями.
   Борецкие прялки, в большом количестве украшавшиеся здесь сочным, ярким растительным орнаментом на белоснежном фоне, сверкающие сусальным золотом, обычно были большие по размеру, венчались чётким рядом крупных маковок, широкая лопасть с двумя круглыми серьгами переходила в резную нарядную ножку.
   На рубеже XIX и XX вв. самой распространённой была композиция лопасти, чётко делившаяся на три части. Внизу «став с конём»: сцена катания – одна (или пара) упитанная лошадь, запряжённая в сани с кибиткой на плотном фоне из вьющихся побегов. В центре – средний став: в фигурной арке сказочные птицы на ветках пышного куста или дерева. До XX века в этой части лопасти изображалось крыльцо терема. В верхнем «ставе с оконцами» помещались позолоченные окна с цветами, между ними красовались цветы и птицы.
   Борецкие прялки благодаря своей праздничности и яркости пользовались огромной популярностью среди населения, обитавшего вдоль Северной Двины.
   В 25 км от пристани Борок в селе Пучуга также народные мастера создавали свои выразительные произведения искусства, близкие по характеру росписи к борецкой, но отличные от неё орнаментом на ножке прялки. На стояке пучужской прялки обычно изображался густо вьющийся, закручивающийся стебель с листьями и красными ягодками на конце (вместо прямого стебля на борецкой прялке), завершавшийся круглой узорной розеткой. Основными цветами были белый цвет фона, красный растительного узора, дополнительными – ярко-зелёный мелких листочков, иногда синий.
   Оборот лопасти пучужской прялки был разделён на две части, роспись верхней служила рамой из крупного орнамента для кудели, в нижней нередко повторялась сцена «става с конём».
   На рубеже XIX–XX вв. получили известность такие мастера пучужской росписи, как отец и сын Кузнецовы Филипп Фёдорович и Фёдор Филиппович (1892–1957).
   Прялки Пучуги делали около одного метра высотой, с крупной лопастью из цельного куска ели или сосны. Такие прялки получили название «копыльная» (корневая). По форме прялку часто сравнивали с образом девушки – на голове её корона, в ушах серьги, коса толстая спускается до пояса. В фигурных маковках, серьгах и ножке видели также отражение особенностей северной архитектуры – крыши деревянной церкви, узорного фасада избы.
   В прялке издревле был заложен особый смысл, представления народа о начале жизни и смерти, о природном плодородии и богатстве. Как, в прочем, и во всём, что окружало крестьянского человека.

М. В. Цвеченко, зав. отделом информационных систем
Котласского краеведческого музея

Подготовлено по материалам заметки, опубликованной в газете «Двинская правда» №15 от 10 февраля 2015 года

<<< Назад