Контакты


МЫ НАХОДИМСЯ ПО АДРЕСУ:
г. Котлас, ул.Виноградова, 22

РЕЖИМ РАБОТЫ МУЗЕЯ

С января по март и с октября по декабрь:
Понедельник – четверг:
с 10.30 – 18.00,
обед с 13.30 до 14.00.

Воскресенье: с 9.30 – 17.00,
обед с 12.30 до 13.00.

Выходные: пятница, суббота.

С апреля по сентябрь:
Воскресенье – четверг: с 11.30 – 19.00, обед с 14.30 до 15.00.
Выходные: пятница, суббота.

«КОЛЛЕКЦИЯ КОЛОКОЛЬЧИКОВ»



История


История:

На Руси колокола впервые упоминаются с приходом христианства (в 988 году), когда они заняли своё, особо почитаемое место в жизни православных, христиане считали колокольный звон символом грома небесного.
На Севере считалось, что колокола оберегают от порчи, дурного глаза, злых чар. Это был всеми почитаемый «оберег», способный помочь противостоять коварным умыслам, исцелить от недугов. В XV веке в России появились заводы по отливке колоколов. В XVI веке основы северного литья заложили мастера псковские и новгородские. Первыми осваивают литейное дело мастера в Холмогорах и Сольвычегодске. Отливают колокола на Соловецких островах, в Кегострове, Онеге, Мезени.
С XVII века на русском флоте (и торговом и военном) вводят обязательную установку и использование на корабле колокола. Он не только отсчитывает время, но и сигналит другим судам, предупреждая в тумане о своем местонахождении, в случае опасности его звон объявляет на корабле тревогу. Ровно в полдень на судах рынду бьют – раздаются три троекратных удара в корабельный колокол.














По материалам буклета «Коллекция колокольчиков Котласского краеведческого музея». Котлас, 2011 г.

Вкладка 2


География:


Всего в России в XIX - начале XX вв. действовало более 20 центров литья.
Литье колокольчиков было семейно-наследственным промыслом; каждый центр промысла имел свои династии мастеров.
Самым знаменитым и одним из самых ранних центров литья поддужных колокольчиков был город Валдай Новгородской губернии. Колокольчики валдайских мастеров были известны всей России по своему приятному тону, прочности и звонкости. Наиболее известны заводы Смирновых (их было 5), Митрофанова, Стуколкина. Там нередко изготовлялись как церковные колокола, так и поддужные.
Еще один центр производства поддужных колокольчиков – город Слободской Вятской губернии. Здесь трудились династии Каркиных, Бакулевых, Поповых, Ситниковых, Желваковых и т.д.
В селе Пурех Нижегородской губернии Балахнинского уезда было развернуто самое массовое производство колокольчиков во второй половине XIX – начале XX вв. Мастера Веденеевы, Трошины, Старковы, Клюйковы т.д.
Еще один центр – г. Касимов Рязанской губернии. Касимовские колокольчики служили долго. Династии мастеров: Ленины, Лабзенковы, Кисловы и т.д. Мастер Николай Кислов делал на колокольчиках надписи с юмором: «ГРОМЪ ГРЕМИТЦА КРАСНА ДЕВА СУИТИТЦА», «НЫНЯ ЧЕСТНОСТЬ И ВЕРНОСТЬ В ОТСТАВКУ УШЛИ» и др.
Поддужные колокольчики постепенно утратили своё значение в связи с появлением и распространением железных дорог во второй половине XIX века. овку и использование на корабле колокола. Он не только отсчитывает время, но и сигналит другим судам, предупреждая в тумане о своем местонахождении, в случае опасности его звон объявляет на корабле тревогу. Ровно в полдень на судах рынду бьют – раздаются три троекратных удара в корабельный колокол.








По материалам буклета «Коллекция колокольчиков Котласского краеведческого музея». Котлас, 2011 г.

Вкладка 3


Виды:


Все колокольчики можно разделить на поддужные, коридорные, подшейные, столовые; в зависимости от цвета и покрытия – на серебряные, желтые и крашеные.

Ботало:
В крестьянских семьях на Руси колокольчики вешали на шеи домашних животных, чтобы легко их было найти на пастбище, в горах или лесу. Такие колокольчики назывались боталами или клепалами, так как изделие склёпывали (сшивали) по бокам заклёпками.
У ботала глухой, неяркий голос, и сделано это сознательно. Замечено, что волки, медведи и прочие звери, способные причинить вред скоту, боятся глухого, неприятного звука ботала.


Поддужный ямщицкий колокольчик:
Поддужный ямщицкий колокольчик, вместе с бубенцами, как непременный атрибут троечной запряжки стал исключительно русским национальным явлением, даже символом России на протяжении полутора веков. Появившись в 70-е годы XVIII столетия, когда была упорядочена ямская гоньба (почтовая служба) и приведены в порядок дороги, поддужный колокольчик помещался на каждой почтовой или фельдъегерской тройке как сигнальное средство, отличающее государственную повозку от обывательской. Почтовому экипажу требовалось специальное сигнальное средство, которое бы, во-первых, заблаговременно оповещало почтовую станцию о необходимости подготовки лошадей для смены, во-вторых, заставляло уступить дорогу мчащейся тройке.
Русские ямщики колокольчик весили на деревянную дугу, в верхней части которой прибивалось кольцо – зга. (Отсюда выражение: «не видно ни зги», т.е. такая плохая погода (видимость), что ямщик не видит даже згу на дуге) Обычно под дугой подвешивались 1–3 колокольчика, а на Севере любили 5.
Поддужных колокольчиков различают около 180 видов.


Свадебные колокольчики:
Свадебные колокольчики были крупнее, обычно имели надписи, в Кировской области их называли колокольцами, на оглобли подвешивались бубенцы-шаркуны.








По материалам буклета «Коллекция колокольчиков Котласского краеведческого музея». Котлас, 2011 г.

Вкладка 3

Коллекция музея:

По данным сверки в коллекции Котласского краеведческого музея на 2011 год находится 34 колокольчика, из них: поддужных – 29, ботала – 4, колокольчик-бубенец (шаркунок) – 1.
Из поддужных колокольчиков более всего представлены слободские – их 12, видимо, это обусловлено географической близостью; валдайских – 3, пурехских – 7, сибирских – 7(?). Из Слободских колокольчиков – 9 завода братьев Поповых, 1 – Василия Бородина, 1 – Василия Желвакова, 1 – Василия Ситникова. Два пурехских колокольчика мастера Федора Веденеева, 2 – Егора Спиридоновича Клюйкова, 2 – А. М. Трошина.
В коллекции есть 3 свадебных колокольчика, причем один с надписью внутри на юбке: «СЪ СЕРЕБРОМЪ:», надпись свидетельствует о том, что при изготовлении колокольчик был посеребрен, но с течением времени слой серебра разрушился, а надпись осталась.
Колокольчик-бубенец (шаркунок) поступил из закрытого музея школы №5 поселка Лименда, собран школьниками в деревнях Котласского района.
Большая часть колокольчиков поступила от коллекционера из Ильинска – Попова Ю. А. в 1994 году. Они были собраны в Вилегодском районе и использовались на почтовых тройках в конце XIX века.










По материалам буклета «Коллекция колокольчиков Котласского краеведческого музея». Котлас, 2011 г.