Контакты


МЫ НАХОДИМСЯ ПО АДРЕСУ:
г. Котлас, ул.Виноградова, 22

РЕЖИМ РАБОТЫ МУЗЕЯ:
Среда - воскресенье:
с 09.30 – 17.00,
обед с 12.30 до 13.00.
Выходные: понедельник, вторник*

ТЕЛЕФОН ДЛЯ СПРАВОК: 8(81837)2-02-88, 2-20-66.

* Организованные группы принимаются в любой день по предварительной заявке.

Виртуальная выставка
ПРЫЖОК «ДЕЛЬФИНА»:
МЕЖТЕАТРОВЫЕ ПЕРЕБРОСКИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК ЧЕРЕЗ КОТЛАС


Посвящается 105-летию переброски первой боевой подводной лодки российского военно-морского флота «Дельфин» по маршруту Владивосток – Котлас – Архангельск и 115-летию создания подводного флота России

  Отличительной особенностью России как морской державы является необходимость содержать флоты на разных, порой изолированных морских театрах: Балтийском, Черноморском, Каспийском, Северном и Тихоокеанском.   Поэтому, когда в военные годы возникает необходимость сосредоточения сил на угрожаемых направлениях, проблема отчасти решается организацией комбинированных перевозок малых кораблей по железной дороге и внутренним водным путям – рекам и каналам. В таких межтеатровых перебросках в годы Первой и Второй мировых войн был задействован и Котлас. И как это ни удивительно, но через наш транспортный узел перемещались не надводные корабли, а подводные лодки.
  Первые подводные лодки прошли через Котлас в августе 1915 года. Это были малые субмарины №1 и №2 типа «Голланд 27-В», которые строились для охраны Кронштадта как лодки прибрежной обороны, имели низкие тактико-технические характеристики и ненадёжные машины.
  На Балтике эти лодки оказались не нужны, тогда как на Севере наблюдался острый дефицит боевых судов. Поэтому их доставили по железной дороге из Петрограда до Вологды, здесь перегрузили на баржи и отправили по Сухоне и Северной Двине в Архангельск, где они вошли в состав охраны водного района Архангельского порта. Останавливались ли лодки по пути в Котласе – точно неизвестно, но не исключено, что буксировочные суда принимали здесь топливо.
  Однако самый известный эпизод, в котором напрямую были задействованы ресурсы котласского транспортного узла – это межтеатровая переброска первой боевой подводной лодки российского военно-морского флота по имени «Дельфин». «Дельфин» был построен в Санкт-Петербурге в 1903 году, в 1904 году в связи с началом русско-японской войны доставлен по железной дороге во Владивосток, где охранял дальневосточное побережье России. Во время Первой мировой войны решено было направить «Дельфин» на Север, для усиления создававшейся флотилии Северного Ледовитого океана.

  Первоначально предполагалось доставить лодку уже опробованным путём – через Вологду, но затем было принято решение отправить её на специальном железнодорожном транспортёре в Котлас. Этот вариант сокращал расстояние и избавлял от опасностей перемещения более крупного по сравнению с ранее перевезёнными лодками «Дельфина» по относительно мелководной Сухоне. Предполагалось, что от Котласа максимально разгруженную лодку поведут по Северной Двине на буксире, но затем всё же решили погрузить её на специально пригнанную из Архангельска большую баржу, разместив всё временно снятое оборудование и предметы снабжения на другой барже.
  23 мая 1916 года железнодорожный эшелон с «Дельфином» вышел из Владивостока в Котлас, куда прибыл к 20 июня. Однако здесь перегрузка «Дельфина» с суши на воду встретила непредвиденное затруднение: в Котласе не было подходящего подъёмного крана. Свидетелем подготовки разработанной на месте уникальной технической операции оказался известный офицер российского флота, герой русско-японской войны, капитан 1 ранга Михаил Сергеевич Рощаковский. По его словам, 73-тонную лодку с помощью специально смонтированного спускового фундамента и системы ручных талей, без помощи каких-либо механизмов, местные грузчики подняли и переместили... под традиционную «Дубинушку». Таков был уровень технической оснащённости котласской пристани в те годы. 25 июня «Дельфин» прибыл в Архангельск, откуда лодка на буксире ушла на Кольский полуостров.
  М.С. Рощаковский находился в Котласе отнюдь не случайно. В то время он готовил крупнейшую секретную операцию по переброске четырёх английских малых подводных лодок типа «С» («С-26», «С-27», «С-32», «С-35») из Архангельска в Кронштадт. Операция проводилась в августе 1916 года, и Котласу отводилась в ней немаловажная роль.

  Английские лодки были в 2,5 раза крупнее «Дельфина», поэтому от их перегрузки в Котласе на железную дорогу пришлось отказаться, ибо они не вписывались в предельную нагрузку и габариты мостов трассы «Вятка – Котлас». Тогда в Котлас были доставлены специально изготовленные металлические понтоны для крепления к деревянным баржам, на которые устанавливались лодки в Архангельске, с целью повышения плавучести при прохождении мелководных участков на Сухоне.
  9 и 10 августа баржи с лодками парами вышли из Архангельска. Точная дата их прибытия в Котлас неизвестна, но уже 17 августа они пришли в Тотьму, миновав наиболее опасные перекаты в районе Опок. Далее системой рек, озёр и каналов лодки 27 августа прибыли в Петроград исключительно водным путём, и в дальнейшем принимали участие в боевых действиях на Балтийском море.

  В 1917 году планировалась переброска через Котлас трёх подводных лодок американской постройки улучшенного типа «АГ», которые предполагалось в разобранном виде перевезти морем из Америки во Владивосток, а затем железной дорогой в Санкт-Петербург, где произвести сборку и отработанным маршрутом отправить на баржах в Архангельск. Лодкам уже были присвоены литерно-цифровые обозначения «АГ-16, «АГ-17» и «АГ-18», однако строительные работы затянулись, а позже из-за революционных событий в России контракт был аннулирован, и достроенные подлодки вошли в состав военно-морских сил США.
  Насущная необходимость межтеатрового манёвра подводных военно-морских сил по рекам Севера вновь возникла во время Великой Отечественной войны. В 1943 году для усиления Северного флота из Каспийского моря в Архангельск по маршруту Волга – Шексна – Кубенское озеро – Сухона – Северная Двина были переведены шесть подводных ло- док: малые «М-200», «М-201»; средние «С-14», «С-15», «С-103», «С-104»; а в 1944 году тем же путём – ещё три: «С-16», «С-17» и «С-19». Во избежание навигационных аварий переброски приурочили к периоду весеннего паводка.


  Подлодки были по возможности замаскированы и буксировались в плавучих доках, к которым на мелководье для уменьшения осадки предполага- лось крепить понтоны, но они так и не пригоди- лись. На реках Северо-Двинского бассейна доки сопровождались отрядом речных тральщиков Беломорской флотилии. Перекаты в Опоках проходили на максимуме паводка. В целом переброска осуществлялась в соответствии с планом.
  Последним пунктом смены буксирных пароходов был Великий Устюг, откуда до Архангельска доки с лодками вели в том числе котласские речники, многие из которых за участие в этой секретной операции удостоились государственных наград. Начальник Котласского диспетчерского участка Николай Яковлевич Большаков за организацию перехода подлодок был награждён орденом «Знак Почёта». Начальник Котласского эксплуатационного участка Зосима Прокопьевич Корюкаев награждён медалью «За трудовое отличие» с формулировкой: «При выполнении спецзадания ВМФ... в навигацию 1944 года обеспечил сосредоточение флота в пункте отправления». Капитан парохода «Волга» котлашанин Николай Константинович Шергин получил за проводку дока с подводной лодкой от Великого Устюга до Архангельска военный орден Красной Звезды.

  Через Котлас лодки проходили отдельными группами в мае. Если на Сухоне доки не раз задевали дно и берега, то на Северной Двине касаний грунта и аварий допущено не было. После прибытия в Архангельск подводные лодки включались в состав Северного флота и впоследствии участвовали в боевых действиях на северном морском театре.
 
  Таким образом, далёкий от морей и океанов Котлас благодаря своему выгодному географическому положению и статусу комбинированного транспортного узла сыграл заметную роль в межтеатровых операциях российского военно-морского флота.
Литература:

Андриенко В.Г. Перевозка британских подводных лодок типа «С» из Архангельска в Петроград в 1916 году // Гангут. 2014. №84. С.69-87.

Давыдов Р.А. «Весь Архангельск только и говорил о прибывших подводных лодках». Первое появление российских подводных лодок на Севере // Защитники Отечества. Вып.11. Архангельск: Правда Севера, 2008. С.309-310.

Кузнецов Л.А. Подводные лодки типа «АГ» // Гангут. 2020. №119. С.3-34.

Платонов А.В. Переброска подводных лодок по внутренним водным путям в 1943-1944 гг. // Судостроение. 2008. №1. С.78-81.

Рассол И.Р. Подводная лодка «Дельфин». СПб.: Гангут, 2000. 48 с.